|
Алан Байтенов
Введение экологического стандарта Евро-3 вновь откладывается. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (МТК) сообщает: Евро-3 вступит в силу 1 января 2012 года. Напомним, что еще в мае МТК подтверждало, что третий экологический этап начнет действовать согласно намеченному сроку, то есть с 1 июля 2011 года. Основная причина отсрочки, если следовать тексту официального сообщения, - “многочисленные обращения физических и юридических лиц о необходимости переноса сроков внедрения Евро-3”...
По всей видимости, на вооружение взяты формулировки прошлого объявления о переносе сроков. Тогда на своем личном блоге экс-глава МТК Абельгази Кусаинов (было это в ноябре 2010 года) отмечал, мол, из-за многочисленных обращений физических лиц, так и быть, продлим и введем 1 июля 2011 года.
И вот сейчас МТК вновь пошло проторенной дорогой и обставило очередной перенос как проявление заботы о гражданах. Однако сегодня подобная формулировка более не актуальна. Ситуация с ввозом авто за эти дни изменилась коренным образом. Можно, конечно, было бы предположить, что обращения на самом деле были, и с предложением перенести введение нового экологического этапа выступали наши отечественные автопроизводители. Но и здесь все “чисто” - автомобили, что производятся на территории Казахстана, давно уже отвечают требованиям нового экологического этапа.
А в общем, как и в прошлые разы, обоснования чиновниками причин очередной отсрочки выглядят несколько неубедительно. Известно, что, согласно техническому регламенту, стандарт подразумевает не только ограничение ввоза автомобилей, не попадающих под его требования по качеству выхлопа, но и регулирует моменты, связанные с производством, импортом и последующей реализацией топлива на территории республики. По мнению экспертов, программа внедрения технологий перехода отечественных НПЗ на новые экологические стандарты до сих пор не имеет четкого стержня - не проведены исследования по уровню потребления топлива как на сегодня, так и на перспективу, следовательно, не определены объемы будущих поставок, качество сырья и, самое главное, направление, по которому будет поступать нефть на переработку (будет ли это “легкая” нефть соседей или “тяжелая” отечественная). Следовательно, мы до сих пор не можем до конца определиться, на какие технологии модернизации делать ставку. Поэтому, считают некоторые эксперты, программа модернизации НПЗ отстает от всех предложенных сроков.
Впрочем, даже если все эти условия будут выполнены, модернизации НПЗ потребуется не один год. В общем, для кого-то даже хорошо, что технический регламент имеет некоторую гибкость - с одной стороны, как бы есть (для имиджа полезно, да и в случае чего он может выступить как дополнительный рычаг давления), а с другой - имеет податливое “тело”.
И все же долго так продолжаться не может, в скором времени может быть поставлено четкое требование наличия полноценного стандарта. И тогда официальные власти обратят внимание не только на проблемы программы модернизации НПЗ, но и на откровенно сырую законодательную базу. По идее, третий экологический этап (как и последующие другие) не должен ограничиваться только производством топлива и ограничением ввоза подержанных авто. Необходимо пересмотреть условия технического осмотра на местах. Если оставить без внимания внутренние экологические нормы, то “внешние” реформы не дадут желаемого результата. Улучшение климата в расчете только на импорт и на НПЗ - проект слишком уж долгоиграющий... Не помешает и внедрение дополнительных мер стимулирующего характера - например, нового налогового законодательства, где более “чистый” платит меньше (кстати, мировая практика).
И все же, если Евро-3 будет введен, то все импортируемые автомобили теперь уже с 1 января 2012 года должны будут соответствовать новым нормам. Напомним, что автомобили с бензиновыми двигателями из стран ЕС соответствуют Евро-3 с 2001 года, а дизельные - с 2002-го. В США этот стандарт работает с 2001 года, в Японии - с 2005-го, в Канаде - с 2004-го, в Индии - с 2010-го, в Китае - с 2008-го и в Корее - с 2003 года. |