|
Ликвидация с 1 июля таможенных границ между Россией, Казахстаном и Белоруссией должна стать важным этапом к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), оформление которого планируется на начало 2012 года. Хотя и в Москве, и в Астане, и в Минске осознают, что открытие границ внутри Таможенного союза и создание ЕЭП не будет легким и простым
Россия до сих пор испытывает определенные опасения по поводу возможностей Казахстана остановить поток контрабандной продукции (не только товаров, но и наркотиков) через казахстанско-китайскую и казахстанско-киргизскую границы. О том, что эта проблема ставит под угрозу внутренний рынок Таможенного союза, говорит громкий скандал, связанный с недавней отставкой председателя Таможенного комитета Республики Казахстан и арестом участников организованной преступной группы, действовавших на таможенных постах “Хоргос” и “Калжат” (на границе с Китаем). После этого Казахстан, несмотря на негативную реакцию Бишкека, также ужесточил таможенный контроль на переходах с Киргизией.
Что касается Белоруссии, то президент Александр Лукашенко уже заявил, что рассчитывает при формировании Единого экономического пространства решить ряд спорных моментов в работе Таможенного союза, в том числе и те, которые касаются равного доступа к трубопроводам и равных тарифов на прокачку энергоресурсов, в том числе из Казахстана. Кстати, некоторые официальные представители Казахстана также полагают, что Астане и Минску выгодно перерабатывать казахстанскую нефть в Белоруссии. Особенно имея в виду, что импорт нефтепродуктов из Казахстана в Белоруссию в прошлом году составил 313 миллионов долларов - в 5,4 раза больше, чем в предыдущем.
Тем не менее в самом Казахстане весьма неоднозначно воспринимают расширение интеграции “таможенной тройки”. К примеру, оптимисты полагают, что благодаря ЕЭПу создается огромный рынок в 170 миллионов человек и это не может не сулить выгод казахстанским компаниям. По расчетам государственных структур, Таможенный союз позволит трем странам получить к 2015 году прирост ВВП свыше 15 процентов. Общий эффект составит для России до 400 миллиардов долларов, для двух других партнеров - более 16 миллиардов долларов. В копилку позитива закидывают также образование рынков свободного движения услуг и рабочей силы. Действительно, до сих пор существует довольно странная ситуация, при которой граждане Казахстана, приезжая в Россию, или россияне, посещающие Казахстан, должны проходить процедуру регистрации в течение короткого срока пребывания, а граждане Украины, которая даже не входит в Таможенный союз, могут находиться на территории России без регистрации в течение 90 дней. При этом между Россией и Белоруссией, которые не первый год создают мифическое союзное государство, также отменен разрешительный порядок на осуществление трудовой деятельности.
Что касается казахстанских пессимистов, а это прежде всего рядовые граждане, имеющие смутное представление о механизмах Таможенного союза, то они заметили пока только изменения на ценниках в магазинах в сторону повышения.
В непростую ситуацию попали и те казахстанцы, кто занимался торговлей, например, с Китаем, или привозил на продажу автомобили из Германии и США. Для части из них создание Таможенного союза, в первую очередь, связано с повышением пошлин на продукцию, которую они в свое время ввозили по довольно либеральным казахстанским таможенным правилам. Не исключено, многие (в официальной статистике именуемые как “самозанятые”) с 1 июля потеряют свой традиционный источник заработка в челночном или автомобильном бизнесе. Кстати, общее количество этих “самозанятых” в Казахстане сейчас оценивается в пределах 2,5 миллиона человек.
В свою очередь, казахстанские эксперты пытаются провести своеобразный SWOT-анализ Таможенного союза. Они-то лучше других понимают, что в условиях глобализации ни одно государство в одиночку не выживет. Так что для Казахстана ТС - прежде всего экономический проект. В отличие от России, которая вынуждена вести схватку за регион. Ни для кого не секрет, что Китай здесь выступает в качестве одного из серьезных конкурентов. Москва хочет укрепиться в Центральной Азии на двух фронтах: военно-политическом - через ОДКБ и экономическом - через Таможенный союз, к которому могут в перспективе присоединиться Кыргызстан и Таджикистан. Поэтому создание Таможенного союза, а затем и ЕЭП в том числе является одним из рычагов сдерживания экономической активности Китая в ЦА.
“Проблема” Казахстана состоит в том, что республика во многих, хотя и разных смыслах близка и с Китаем, и с Россией. Правда, в последнее время из-за очевидных антикитайских настроений общественное внимание в Казахстане все больше направлено в сторону северного соседа. При этом увеличение присутствия российского бизнеса в Казахстане автоматически трансформируется и в рост определенного политического влияния России внутри страны.
И все же следует выделить существующие опасения по поводу слабых звеньев этой новой региональной организации “на троих”. Как известно, при создании Таможенного союза и Единого экономического пространства в качестве образца для подражания рассматривалась европейская модель экономической интеграции. Между тем у этой модели оказалось немало своих скелетов в шкафу, которые вывались во время кризиса, да и в посткризисный период. Так, недавно исследовательская компания Centre for Economics and Business Research заявила, что еврозона может прекратить свое существование уже к 2013 году, поскольку стремительно тают “жировые” финансовые запасы на поддержку стран, входящих в так называемую группу PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Проще говоря, сколько бы ни вбухивали в эти страны финансовую помощь, некоторые из них не избегут банкротства. Именно поэтому крайне важно учесть все ошибки экономической кооперации европейских стран, которая не только создала новые возможности для развития Евросоюза, но и значительно повысила риск “альпинисткой связки”, когда сорвавшийся альпинист может утащить за собой в пропасть целую группу.
Один из уроков в данном случае - избежать экстенсивного роста Таможенного союза вширь, как это демонстрировал ЕС, и заняться интенсивным выравниванием экономического уровня всех его участников. Европейцы также пытались это делать, но, как видно, не очень эффективно по причине слабого контроля над экономической деятельностью суверенных правительств, которые успели влезть по уши в долги. Для Таможенного союза это довольно актуально, учитывая, что экономический потенциал России, Казахстана и Белоруссии все-таки заметно отличается.
Более того, начало финансово-экономического кризиса в Белоруссии, который привел в том числе к стремительной девальвации местной валюты, грозит появлению в рамках Таможенного союза своей собственной “Греции”. Кстати, Белоруссия уже получила первый транш стабилизационного кредита, выделенного из антикризисного фонда ЕврАзЭС, в размере 800 миллионов долларов. Всего в течение ближайших трех лет Минск должен получить три миллиарда долларов, в основном за счет России и Казахстана. Теперь от Лукашенко его коллеги ждут не косметических, а системных экономических реформ. При этом еще до конца не ясно, как поведут себя Москва и Астана, если выданные кредиты не принесут ожидаемых результатов и кризисные процессы в Белоруссии будут тормозить функционирование Единого экономического пространства.
Может быть, именно поэтому следует довольно осторожно подходить к желанию еще двух слабых экономических игроков в лице Таджикистана и Кыргызстана войти в Таможенный союз. Тем более что каких-либо качественных изменений ждать не стоит, так как Бишкек и Душанбе хотят от этого вступления больше получить, чем что-то дать.
Пока жители большой территории, которую охватывает Таможенный союз, взвешивают на виртуальных весах плюсы и минусы ТС, важнее все же, чтобы среди них росло число оптимистов.
Досым Сатпаев, директор консалтинговой организации “Группа оценки рисков” (Астана), член Экспертного совета “РИА Новости” |