|
Алан Байтенов
Именитый скрипач и дирижер Марат Бисенгалиев лишился своего оркестра. Власти Западно-Казахстанской области (ЗКО) приняли решение закрыть всемирно известный Западно-Казахстанский филармонический оркестр Марата Бисенгалиева и переименовать его в Западно-Казахстанский областной камерный оркестр. У маэстро свой взгляд на сложившуюся ситуацию
В искусстве люди творческие. Поэтому чаще всего они имеют свой взгляд на многие моменты. И это их отличает от большинства, ради которого они творят. Однако нестандартное мышление, утонченность и обостренное чувство конкуренции заставляют их делать иногда несколько, на наш взгляд, необдуманные вещи. Так, рядом заслуженных деятелей Казахстана было составлено письмо с жалобой на Марата Бисенгалиева. Адресовано оно было властям ЗКО, где основное требование было сформулировано следующим образом - на базе филармонического оркестра Марата Бисенгалиева создать областной камерный филармонический оркестр, который бы посвятил себя творческому росту местных музыкантов и поднятию престижа области в республике и за рубежом.
С этого все и началось. Власти отреагировали с завидной оперативностью. И в среду мы узнали, что специальным постановлением оркестр уже переименован. Впрочем, и прежде господину Бисенгалиеву не раз предъявлялись претензии в отношении его политики - он набирал лучших музыкантов в свой коллектив, и это не всегда были уроженцы Казахстана, а тем более ЗКО. Инкриминировали скрипачу и повышенные расходы на содержание оркестра за счет бюджета, отсутствие желания работать с местными музыкантами, поднимать отечественных исполнителей на новый уровень. Правда, выступая в знаменитых концертных залах мира, оркестр Бисенгалиева всегда представляется как Западно-Казахстанский филармонический оркестр Марата Бисенгалиева. Это ли не престижно оформленная визитка ЗКО, Уральска и Казахстана в целом?
“Закрытие и переименование Западно-Казахстанского филармонического оркестра М.Бисенгалиева в Западно-Казахстанский областной камерный оркестр считаю недальновидной и близорукой политикой властей области, которая вызовет волну нездорового интереса к Казахстану в зарубежной прессе. Более того, это решение неизбежно приведет к плачевным результатам для имиджа не только области, но и страны в целом. Сам факт ликвидации оркестра, который звучит в эфире и выпускает диски, вызовет недоумение не только поклонников музыки, - сетует маэстро и объясняет дальше: - В самом начале передо мной была поставлена задача - организовать оркестр международного уровня. То есть все условия для этого были созданы”. И тогда, комментирует маэстро, акцента на модной нынче казахстанской составляющей никто не делал. Да и как на этом делать акцент? Не сухое производство же...
Для создания оркестра тут же был организован конкурс-смотр, где и определялись фавориты. Выбрав лучших, оркестр Бисенгалиева исполнил свою задачу - вышел на мировой уровень и, что самое главное, заявил о Казахстане в нужном свете. Свою команду Бисенгалиев сравнивает с английским футбольным клубом “Арсенал”, основной состав которого представляют легионеры, то есть иностранные атлеты, однако он неразрывно ассоциируется с Англией.
...Впрочем, с решением властей скрипач, по всей видимости, смирился и уже отмахивается от предложений разобраться в ситуации: “У меня для этого нет времени”. Однако он поделился с прессой возможной причиной подобного решения. Не так давно Марат Бисенгалиев презентовал общественности книгу “До... Ре...”, где привел немало критики относительно существующих порядков в этой сфере.
С чем еще может быть связано такое отношение к этому коллективу? С ярыми проявлениями ортодоксального национализма, которым страдают недалекие личности, коих, к сожалению, хватает? По всей видимости, да. Иначе как объяснить те требования, на которые опираются авторы этого пресловутого письма, мол, в оркестре присутствуют специалисты “даже из Японии”, что, на их взгляд, недопустимо. А может, причиной такого решения стал личный интерес и конфликт - кто-либо посчитал, что может справиться с задачей руководителя коллектива мирового уровня не хуже. Во всяком случае, тот оркестр, который знают за рубежом, уже практически потерян - достопримечательность, увы, постепенно растворяется в нашей действительности. |