Алла Иванилова
В соответствии с новой Госпрограммой по развитию образования на 2011-2020 годы получит развитие система так называемой внешней оценки учебных достижений учащихся. Она заменит нынешний промежуточный государственный контроль, который, по мнению министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, поставленные перед ним задачи уже выполнил. Оценивать знания учащихся будут с помощью компьютерного тестирования с применением новых информационных технологий
Для повышения качества высшего образования будет введена новая классификация вузов. “Подавляющая часть наших вузов носит гордое имя “университет”, однако не все из них соответствуют высокой планке требований, предъявляемых к университетам в мировой практике”, - заметил глава Минобразования.
Согласно новой классификации вузы поделят на национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты. При этом аккредитация учебных заведений несколько изменится и будет передана в конкурентную среду. В частности, предусмотрена международная модель аккредитации вузов, введение общепринятых в мировой практике видов общественно-профессиональной аккредитации.
Кроме того, в стране появится ваучерно-модульная система финансирования повышения квалификации педагогов, которая позволит им самостоятельно выбирать организации для своей переподготовки, вплоть до зарубежных центров. В целях повышения статуса педагога и его социальной защищенности власти разрешили учителям заниматься индивидуальной педагогической деятельностью без лицензии.
Перечисленные новации нашли свое отражение в поправках, внесенных в законодательство об образовании, которые были одобрены на этой неделе мажилисом. Они также устанавливают обязательное трудоустройство выпускников вузов, завершивших обучение по медицинским и педагогическим специальностям на основе государственного образовательного заказа, предусматривают поэтапное введение 12-летнего среднего образования с 2015 по 2020 год и определяют правовой статус профильной школы “Бейiндiк мектеп”.
В связи с переориентацией международной стипендии “Болашак” на послевузовское образование законопроект регулирует вопросы прохождения стажировок государственными служащими, научными, научно-педагогическими, педагогическими, инженерно-техническими и медицинскими работниками в зарубежных организациях.
Возможно, очередная “революция” сделает прорыв и сдвинет с места тот груз проблем, который не позволяет казахстанскому образованию отвечать современным требованиям.
Астана
Сегодня казахстанское образование вызывает массу нареканий. Недовольство чиновников и родителей подтверждается различными международными рейтингами. Так, позиции Казахстана по показателям Глобального индекса конкурентоспособности (ГИК) с 2006 по 2010 год постоянно снижаются. Показатель “Качество системы образования” снизился с 50-го до 93-го места, “Качество математического и научного образования” - с 66-го до 78-го, “Качество начального образования” - с 67-го до 74-го места. Анализ свидетельствует, что основная причина - отсутствие действенных механизмов внешнего контроля качества образования в регионах. В странах с эффективными системами образования (Великобритания, Япония, Финляндия, Франция, Норвегия, Корея) контроль за качеством обучения централизован. Подобную систему государственные мужи намерены выстроить и в нашей стране. Будет создана “вертикаль контроля качества”, то есть единый внешний независимый контроль и мониторинг качества образовательных услуг. |