Ботагоз Омар
Большая часть товаров, которые продаются на казахстанских базарах, сбывается без сертификатов. Поэтому именно к “третьесортной” продукции в основном и обращена критика клиентов. Как выяснилось, низким качеством товаров грешат не только барахолки - даже в крупных супермаркетах можно купить... кишечную палочку
Покупая на базарах одежду, обувь, а также и продукты питания, казахстанцы чаще всего действуют интуитивно и при этом тщательно рассматривают покупаемую ими продукцию, проверяя все на ощупь и обращая внимание на все мелочи. Если при этом товар дешевый, любой клиент осознает связанные с этим риски и не очень печалится, когда после двух-трех использований товар приходит в негодность. То ли говорить о дорогой продукции, цена которой должна гарантировать ее качество и безопасность.
По информации президента общественного объединения по защите прав потребителей “Адал” Артык Сейткалиевой, “большой процент жалоб выпадает на мобильные телефоны, купленные в торговых домах города Алматы. “При этом были такие ситуации, когда помимо того, что мобильные телефоны не качественные, выяснялось после обращения к официальному представителю производителя, что они не были предназначены для реализации на территории Казахстана”, - сообщила она журналистам во время пресс-кафе.
После изучения этого вопроса глава объединения пришла к выводу, что продавцы мобильных телефонов если и предоставляют покупателям документы, то это в основном ксерокопии сертификатов соответствия установленного образца.
Еще сложнее ситуация с продуктами питания. Так, например, после проведенной экспертизы (по факту жалобы одного из горожан) выяснилось, что в консервах “сельдь в масле со специями”, приобретенных в одном из супермаркетов южной столицы, были обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Таково заключение специалистов АО “Национальный центр экспертизы и сертификации”.
Несмотря на то, что данный факт нарушения всех санэпид-правил налицо, представители кулинарии, “с контейнера” которой была спущена такая баночка сельди, отрицают свою вину. Поэтому организация намерена направить иск в суд.
“В нашу организацию часто поступают жалобы на ненадлежащее качество продуктов питания, реализуемых в крупных супермаркетах. Это просроченные продукты питания, испорченные салаты, в которых после экспертизы обнаруживаются опасные для здоровья бактерии”, - перечислила Артык Сейткалиева. Более того, по ее информации, на казахстанских базарах 95 процентов товаров реализуются без сертификатов. Поэтому неудивительно, что реализуемая в таких точках обувь может быть опасной для здоровья.
Как показывает статистика другой организации - казахстанской Лиги потребителей, - самое большое количество жалоб казахстанцев приходится на услуги монополистов, второе место занимают жалобы на задержку рейсов, третье место занимают вопросы, касающиеся деятельности КСК. Причем из двухсот тысяч граждан, обратившихся в Лигу потребителей в течение 19 лет, только 732 человека довели дела до судов. В их пользу было разрешено 588 дел с взысканием материального и морального ущерба на сумму более 1,56 миллиарда тенге.
Астана |