Делегаты I Форума главных редакторов, придерживаясь базовых основ Конституции Республики Казахстан и международных стандартов свободы слова, призывают правительство и парламент Республики Казахстан:
1. Принять новый закон о государственной поддержке СМИ, предусматривающий:
а) полную отмену НДС для отечественных печатных и электронных СМИ;
б) государственные субсидии всем СМИ в зависимости от тиража и реального охвата зрительской (читательской) аудитории;
в) единовременные госсубсидии новым печатным изданиям и социально значимым медийным проектам;
г) дотацию АО “Казпочта” затрат по подписке и доставке читателям всей отечественной периодики, особенно на селе. Ограничить стоимость услуг АО “Казпочта” 20 процентами от общих затрат на издание периодической печатной продукции;
д) программу бесплатной подписки одного печатного отечественного издания (по выбору) для всех казахстанцев, достигших 18-летнего возраста, а также для малообеспеченных семей;
е) меры социальной поддержки работников СМИ: ввести журналистов в перечень льготных специалистов (подъемные, предоставление жилья, льготы на ипотеку), включить в перечень образовательного госзаказа (грантов) обучение и переобучение журналистов из районных газет, определить для журналистов профессиональную категорию при оформлении пенсий, определить порядок оплаты больничных листов из Фонда социального страхования.
Примечание. Модели разветвленной господдержки, эффективные формы и методы успешно применяются во Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии, Канаде и ряде других развитых стран мира.
2. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН по правам человека декриминализировать клевету и оскорбление в соответствии с предложенными ранее медийным сообществом республики поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
3. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 - 2012 годы законодательно установить срок исковой давности по делам о защите чести и достоинства в один год.
4. Внести поправки в действующий Закон о СМИ, повышающие прозрачность механизма государственной регистрации и перерегистрации СМИ. Установить на законодательном уровне четкий уведомительно-разрешительный принцип и сроки прохождения процедур регистрации и перерегистрации, исключив неоправданные ограничения для прохождения этих процедур в уполномоченном госоргане.
5. Для нормализации условий конкурентности на рекламном рынке и с целью поддержки отечественных телерадиокомпаний (правообладателей) изучить совместно с уполномоченными госорганами проблемы, связанные с трансляцией по сетям кабельного телевидения казахстанских рекламных блоков при ретрансляции популярных российских и зарубежных телеканалов. Трансляция казахстанской рекламы в эфире ретранслируемых кабельных каналов искусственно ограничивает сегмент отечественной телерекламы, перераспределяя ее в пользу операторов кабельного ТВ. Тем самым снижаются рекламные доходы казахстанских телерадиокомпаний.
6. Навести порядок в сфере защиты авторских прав авторов, производителей и правообладателей казахстанских фильмов, печатных и фотоматериалов, фонограмм и видеопрограмм. Обеспечить соблюдение иностранными СМИ казахстанского авторского законодательства в сетях кабельного телевидения.
7. Ускорить обсуждение и прохождение в парламенте законопроектов о свободном доступе к информации. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены. Последовательно инициировать вопрос об ответственности чиновников, вводящих незаконные ограничения (аккредитация, ведомственные инструкции и правила) на доступ к информации, а также своевольно трактующих установленную законом субъектность норм о государственных секретах.
8. Реформировать существующую практику проведения тендеров на освещение деятельности госорганов и проведение государственной информационной политики в СМИ с установлением более четкой тематики лотов, критериев эффективности и мастерства публикаций, повышением доступности всех СМИ к участию в тендерах. Дать в законодательстве юридическое определение “Официальное средство массовой информации” и определить схему затрат на него.
9. Инициировать на уровне правительства создание в стране на основе частно-государственного партнерства новой компании по пересылке и распространению печатных изданий с сетью розничных пунктов в качестве альтернативы естественному монополисту - АО “Казпочта”.
10. В соответствии с законом СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда. В этой связи необходимо ограничить суммы взыскания морального вреда в судебных спорах о защите личных неимущественных прав 100 МРП в целях исключения возможности разорения и закрытия СМИ в результате взыскания, превышающего его финансовые возможности.
11. Ограничения, налагаемые на свободу слова и СМИ в части защиты права физического лица на публикацию его изображения, должны быть четко лимитированы в отечественном законодательстве. Необходимо внести разумные коррективы в нормы Гражданского кодекса, чтобы право на тайну личной жизни и публикацию фотоизображений не принималось во внимание при наличии более существенного общественного интереса.
12. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, разрабатываемого сейчас в правительстве, административные наказания за процедурные нарушения законодательства должны быть приведены в соответствие с тяжестью нарушения. Арест выпусков продукции СМИ и оборудования либо приостановление деятельности СМИ в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми. Они противоречат международным стандартам и должны быть исключены из законодательства.
13. Рекомендовать создать при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан общественный совет по СМИ с целью защиты прав журналиста, разрешения возникающих конфликтов и исполнения законодательства о СМИ.
14. Внести в законодательные акты, касающиеся средств массовой информации, нормы, упорядочивающие деятельность юридических и физических лиц по распространению печатных периодических изданий, с целью исключения финансовых нарушений со стороны распространителей и монополизации ими оптово-розничного рынка.
15. По предложению делегатов учредить рабочий орган - исполком форума - для практической реализации пунктов данного заявления в структурах исполнительной власти. Создать также временную рабочую группу форума для урегулирования вопросов с крупными корпоративными рекламодателями.
16. Исключить из законодательства о госзакупках нормы, при которых тендеры на информационные услуги в одной области может выигрывать печатное СМИ из другой области.
17. На уровне центральных госорганов отработать процедуру преобразования печатных изданий, работающих в форме ГККП, в ТОО с 51-процентной долей государства.
г. Астана, 25 мая 2011 года |