Федор Ковалев
Топпинг, бессмысленный и беспощадный, стал бичом казахстанских деревьев. Этот жестокий метод обрезки превращает прекрасные многолетние деревья в уродливые столбы, лишая их надежды на выживание. В Павлодаре, например, в результате такого варварства в прошлом году погибла часть деревьев
Второй год обрезка деревьев в Павлодаре напоминает лесоповал. Мужики из “Горзеленстроя” пускают под бензопилу и стар и млад. После набегов этих “заплечных дел мастеров” от тополей остаются лишь голые стволы, лишенные веток и листвы, а клены напоминают инвалидов-“ампутантов”. Распиленные бревна вывозятся грузовиками.
ЖКХ стоически отражает атаки негодующих горожан и журналистов, активно защищая топпинг. Специалисты из ЖКХ уверяют всех, что этот радикальный метод обрезки чрезвычайно полезен деревьям - они на следующий год обрастут побегами, покроются листвой, станут красивыми и пушистыми.
Но природа наглядно показала, что такой способ обрезки кроны не всем одинаково полезен. Город потерял десятки старых деревьев. Во дворах обрушились несколько топпингованных многолетних кленов, часть тополей не дала побегов и засохла. Выжившие деревья потеряли свою естественную форму и превратились в зеленых уродцев.
Павлодарский биолог Татьяна Пономарева, которая в свое время разрабатывала городскую программу озеленения, рассказывает, что “топпинг изначально был предназначен только для старых или больных деревьев, которые в перспективе должны быть снесены. После такой обрезки дерево живет, как правило, 2-4 года”.
Но, в Павлодаре к компетентному мнению ученого никто не прислушался. В этом году под пилу попали и молодые пирамидальные тополя, растущие на центральной улице Кутузова. Их попросту обезглавили, отрубив макушки и уровняв по высоте между собой.
Впрочем, подобное варварское отношение к деревьям наблюдается в других городах. Жители Караганды и Шымкента тоже переживают за сохранность своих “зеленых легких”. Местные экологи и журналисты также не могут обуздать своих лихих рубак из ЖКХ.
Популяризация топпинга во всем мире началась лет 10 назад. К нам это поветрие пришло из США. Там местные власти изуродовали массу деревьев. Так, что даже появились целые протестные экологические движения, выступившие против него.
Вывод, к которому единодушно пришли “зеленые” всех стран, - топпинг применяется властями только для того, чтобы “рубить бабло” и “пилить госбюджет”. Это самый дорогой способ обрезки деревьев, который не ограничивается одной операцией - их понадобится две-три в последующие годы, когда будет формироваться крона. К примеру, топпинг одного дерева в соседней Караганде стоит от 10 до 20 тысяч тенге. На это уродство из бюджета тратятся миллионы.
В общем, нам, налогоплательщикам, пора поставить перед местными властями вопрос о целесообразности и необходимости такого использования народных денег. Не дешевле ли, грамотнее, гуманнее, эстетичнее вернуться к классической обрезке деревьев, которая успешно практиковалась до этого многие десятилетия? Что для нас важнее - зелень на улицах города или “зелень” в кошельках лесорубов-подрядчиков?
Павлодар
Топпинг (дословно переводится как “обезглавливание”) - это обрезка верхней части дерева до определенного уровня (обычно от 4 до 9 метров от земли). Чаще всего от дерева остается только столб. Очень мало пород могут перенести такую кардинальную обрезку, ведь дерево полностью лишается кроны. В развитых странах Запада топпинг считается варварством. |