ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Зарплатная “революция”, или Борьба за власть в профсоюзе? События

Ботагоз Омар
Нешуточные страсти закипели в профсоюзной организации АО “Каражанбасмунай” (КБМ), призванной отстаивать права нефтяников. Спекулируя вопросами защиты своих подопечных, два лидера не смогли поделить “пальму первенства” в этой организации. В итоге дело обернулось... неожиданной акцией - голодовкой обеих сторон

Два “лагеря”
одного профсоюза

В борьбе за свой “электорат” недавно избранная руководителем профсоюза компании “Каражанбасмунай” Наталья Соколова и его экс-глава Ербосын Косарханов в свое время обещали работникам компании почти трехкратное увеличение заработных плат. Посчитав, что прежний лидер профсоюза не оправдал надежды своих избирателей, обвинив его в том, что он пошел на поводу у руководства компании и слишком долго тянет с выполнением своих обещаний, они решили выдвинуть на освободившееся кресло юриста профсоюза Наталью Соколову.
Последнее, кстати, вызвало протест у сторонников Косарханова. Они заявили, что Соколова, привлеченная специально для того, чтобы юридически обосновать работодателю необходимость повышения заработных плат, уже не раз доказывала свою несостоятельность. Шанс проявить свои лидерские качества выпадал ей в период с ноября 2010-го по февраль 2011 года в ходе примирительных процедур между работниками и руководством компании, но она не смогла отстоять свою точку зрения.
Тем не менее большинством голосов участников стихийного митинга ее кандидатура была поддержана. Но уже экс-глава профсоюза, который был “у руля” с августа прошлого года, наотрез отказался отдавать ей печать и документы организации. Более того, Косарханов, ссылаясь на то, что он был избран делегатами конференции профсоюзной организации и в соответствии с уставом снятие с должности должно проводиться также на конференции, посчитал решение о его свержении незаконным. Тем более что на “революционном” собрании не присутствовало две трети рабочих предприятия, как того требует закон о профсоюзах, и соответственно не имеют юридической силы.
Как стало известно позже, пока еще легитимный председатель профсоюза уволил юриста профсоюза Наталью Соколову.
С этого все и началось.

Голодовка-“диета”

12 мая, в день “свержения” прежнего лидера, шесть “болельщиков” за Косарханова объявили голодовку у ворот офиса компании КБМ, требуя привлечения к ответственности Натальи Соколовой и ускорения внесения изменений и дополнений в существующий коллективный договор, которые дадут существенный рост в заработках трудового коллектива.
В ответ на это 16 мая более 700 работников компании прекратили работу и покинули свои рабочие места. Лидер профсоюзов, которая де-факто еще не приступила к своим обязанностям из-за отсутствия документов и печати, сообщила, что остановка работы - это не забастовка, а необходимость, вызванная истощенностью организмов ее сотрудников, которые на протяжении нескольких дней участвовали в голодовке.
Добавим при этом, что голодовка эта была частичной, это не скрывали сами митингующие. По сведениям столовых, расположенных на месторождении Каражанбас, что в северной части полуострова Бузачи в Мангыстауской области, объявив на всю страну о голодовке (для привлечения всеобщего внимания), ее участники питались на работе не три раза, как обычно, а два. Например, в один день они демонстративно не выходили на обед, в другой день - на ужин. Почти половина из них при этом брала домой сухой паек.

Буря в стакане воды
Руководство компании, которое по закону не имеет права вмешиваться во внутренние дела общественного объединения, оказалось в весьма щекотливой ситуации. Комментируя ситуацию, представители КБМ (владельцами которой являются китайская CITIC Group и АО “Разведка добыча “КазМунайГаз”) сообщили, что забастовка является незаконной и необоснованной. 20 мая это подтвердили Тупкараганский суд, рассматривавший это дело. В своем решении суд потребовал прекращения забастовки.
Дело в том, что Соколова и ее сторонники требуют введения в оплате труда коэффициентов 1,7 и 1,8, а также увеличения надбавок в оплате за вредные условия труда в размере, кратном минимальному стандарту оплаты труда (МСОТ).
Работодатель же убежден, что эти требования не имеют никакой основы. Так называемый территориальный коэффициент 1,7 уже внедрен в оплату труда, это было еще в 1997 году. “Выдвигаемые участниками забастовки требования неоднократно рассматривались государственными органами, имеются отрицательные заключения по данным вопросам от Министерства труда и социальной защиты населения и Генеральной прокуратуры. Данные вопросы рассматривались созданной ранее примирительной комиссией, которая также признала их необоснованными”, - говорится в сообщении пресс-службы компании.
Повышение должностных окладов и тарифных ставок в КБМ производится ежегодно за исключением кризисного 2009 года. Но, учитывая натиск профсоюзов, в ходе примирительной комиссии в конце 2010 года работодатель уступил профсоюзу и одобрил повышение ставок за 2009 год, включив данное увеличение в последующие выплаты. Причем до 2010 года повышения производились в середине года (в июле), а начиная с 2010 года повышение заработных плат производится в начале года.
“В период с июля 2007-го по 2011 год уровень инфляции, по данным Национального банка Республики Казахстан, с учетом прогноза на 2011 год (7 процентов) составил 52,7 процента, а повышение заработных плат работникам АО “Каражанбасмунай” произошло в диапазоне от 59,5 до 90,1 процента”, - заявила пресс-служба компании.
В целом же заработная плата рабочих с 2007 года возросла на 75 процентов, а по некоторым категориям - на 90 процентов, то есть почти вдвое. В то же время численность работающих увеличилась на четверть.
Сегодня минимальная ежемесячная заработная плата в компании составляет 70 038 тенге, максимальная - 181 822 тенге, а в среднем по рабочим профессиям - 125 637 тенге. Кроме этого, производятся доплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, в связи с непрерывностью производства выплата сверхурочных (применяется суммированный учет) и так далее, а также ежеквартальные премиальные выплаты и премии разового характера, выплачиваемые к знаменательным датам.

Облакимат для общественного
резонанса

Бастующие стараются обратить на себя как можно больше внимания. 18 мая несколько десятков бастующих пришли к зданию областного акимата. Передав свои требования исполняющему обязанности акима области Аманкельди Айткулову, активисты предлагали акимату отобрать печать профсоюза у Ербосына Косарханова. Также митингующие требовали у руководства акимата посодействовать в введении коэффициентов 1,7 и 1,8.
Несмотря на то, что чиновники не раз пытались объяснить нефтяникам, что они не вправе вмешиваться во внутренние дела общественного объединения и тем более - в деятельность частного предприятия, митингующие не расходились. Не согласны они и с предложением создать примирительную комиссию и делегировать своих представителей для работы в ней.
Скандалы, которые не утихали и в прошлом году, уже превращаются в традицию. Обращает внимание тот факт, что забастовки эти являются незаконными и необоснованными. В то время, как внутри профсоюза идет борьба за лидерство, компания терпит убытки. А значит, это сказывается на общих объемах извлеченной нефти и как результат - на темпах экономического развития страны.
В то же время в западном регионе имеется достаточное количество квалифицированных нефтяных специалистов, которые в любое время могут заменить бастующих. Как нам стало известно, в отделе кадров АО “Каражанбасмунай” лежит более 2000 заявлений от квалифицированных нефтяников, живущих в Актау, Жанаозене, Курыке и других населенных пунктах Мангыстауской области. Возможно, только таким вполне рыночным и обоснованным способом удастся удержать катастрофическое падение темпов добычи и консервацию месторождения Каражанбас.

 Когда верстался номер, информационные агентства сообщили, что решением суда Наталья Соколова признана виновной в организации незаконного собрания. Мера наказания - восемь суток административного ареста. Итак, между законными методами и подстрекательством она выбрала последнее, подталкивая коллектив к нарушению производственной дисциплины и требований закона. За что и поплатилась.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение