|
Алла Иванилова
Лето для одних пора отпусков, для других, наоборот, самое благоприятное время для работы. В Казахстан ежегодно на заработки приезжают жители соседних стран - Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Чиновники признаются, что действующее законодательство устарело и не может регулировать миграционные потоки. Государственные мужи обратились за помощью к международным экспертам
По оценке ООН, около 214 миллионов человек проживали за пределами своей страны в 2010 году. Из них, по подсчетам Международной организации по труду, около 105 миллионов являются экономически активными, то есть работающими или самозанятыми. Если предположить, что на взрослого приходится по одному сопровождающему, то очевидно, что свыше 90 процентов миграции сегодня связано с работой и трудоустройством.
Вчера в мажилисе парламента прошел круглый стол на тему: “Правовые механизмы регулирования миграции - международные стандарты и национальное законодательство”. Представители правительства, парламента, гражданского общества обсудили новый законопроект “О миграции населения”. Действующий закон был принят в 1997 году и морально устарел. За прошедшие 14 лет коренным образом изменилась структура экономики страны, идет интеграция как глобальной, так и региональной экономики. Кроме того, процесс старения населения, увеличение миграционного потока усиливают конкуренцию на квалифицированные кадры. За последние 5-7 лет ввоз иностранной рабочей силы возрос в три раза. С каждым годом увеличивается число нелегальных мигрантов из соседних республик. Узбеки, киргизы и таджики занимают “невакантные” должности. Они собирают табак и хлопок на юге Казахстана, а также трудятся на стройках.
Актуальной является проблема внутренней миграции - сотни тысяч казахстанцев ежегодно меняют место жительства.
Новый законопроект “О миграции населения”, который был одобрен мажилисменами в первом чтении, обновляет политику и управление миграционными процессами. При его разработке был учтен опыт 28 стран. Среди “инноваций” - установление основных видов, типов и форм миграции, а также создание единой системы мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования миграционных процессов. Документом предусматривается проведение легализации мигрантов не более одного раза в пять лет.
Офис по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Международная организация по труду (МОТ) и женщины ООН представили юридические заключения и рекомендации к законопроекту, подготовленные экспертами в ответ на полученный запрос от казахстанских властей. Экспертные заключения и дискуссии затрагивали вопросы защиты прав мигрантов, доступа к рынку труда, гендерного равенства, равного обращения, интеграции, социальной защиты, ареста и депортации рабочих-мигрантов. Как отметил ведущий специалист МОТ по вопросам миграции Патрик Таран, “история подтверждает, что миграция является важным условием развития государства. В случае отсутствия должного законодательного регулирования ее цена может оказаться слишком высокой вследствие нарушения прав человека, социальных волнений, потери или сокращения производительности и упущенных возможностей для экономического роста и развития”.
Международные эксперты рекомендовали предусмотреть в законодательстве механизмы защиты основных прав всех категорий мигрантов. По их словам, следует обратиться к одному из наиболее эффективных инструментов защиты на сегодняшний день - Конвенции МОТ о работниках-мигрантах. Кроме того, по их мнению, следует укреплять региональное сотрудничество в вопросах миграции.
Первый шаг в этом направлении наша страна сделала. Правда, пока только в рамках Таможенного союза. На этой неделе мажилис одобрил ратификацию соглашения по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств. Документ был подписан 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге Белоруссией, Казахстаном и Россией. Для реализации соглашения стороны будут согласовывать общие подходы и принципы в этой сфере, выявлять и вести учет нелегальных трудящихся мигрантов, пресекать каналы и структуры, организующие или оказывающие содействие нелегальной трудовой миграции, а также проводить совместный мониторинг. Сотрудничество стран будет осуществляться в таких формах, как обмен нормативными правовыми актами, информацией, а также организация и проведение оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по противодействию нелегальным гастарбайтерам. Кроме того, мажилисменами было одобрено еще одно соглашение - о правовом статусе трудовых мигрантов, тоже подписанное в Санкт-Петербурге тремя странами. Согласно его нормам, иностранные работодатели привлекают мигрантов без учета ограничений по защите национального рынка труда, а последним не требуется получение разрешений на трудовую деятельность в этих странах. Отношения работника и работодателя регулируются законодательством государства - трудоустройства, а также данным соглашением и оформляются путем заключения договора.
В целом представители БДИПЧ и Международной организации по труду остались не совсем довольны тем, как наша страна намерена решать миграционные вопросы. Они предложили пересмотреть подходы и цифры в законопроекте. Правда, разговор получится односторонним. Вице-министр труда и социальной защиты после своего выступления сразу же “мигрировал”. А рекомендации иностранных специалистов слушали всего два депутата...
Астана |