Анна Шелепова
Накануне летнего сезона отпусков туроператоры уверенно заявили, что казахстанцы готовы ехать на Иссык-Куль. Но если прошлый сезон был провален в силу политических событий у соседей, то на этот раз отдых на киргизском побережье может сорваться в силу проблем на пограничных переходах
Накануне турсезона в Алматы прошла рабочая встреча туроператоров с руководителями государственных структур - пограничной службы КНБ РК, регионального управления “Онтустик”, “Шыгыс”, а также Комитета таможенного контроля Республики Казахстан и акимата Жамбылской области.
Операторы подняли актуальные вопросы о порядке организации туристской деятельности на горных направлениях в пределах Алматы, Алматинской области, речь шла и о проблемах пересечении государственной границы в пунктах пропуска и на турмаршрутах.
Комментирует старший офицер отдела пограничного контроля регионального управления “Онтустик”, подполковник Денис Лукинский: “На иссык-кульском направлении функционирует два международных пункта пропуска - “Кордай” и “Карасу”. Последний - на реконструкции. Он функционирует в усеченном режиме. Через него пропускают только грузовики кантского завода в строго ограниченном количестве”.
По словам спикера, есть еще два пункта пропуска - “Аухатты” и “Сортобе”. Эти пункты двусторонние, но лишь с дневным режимом работы. В круглосуточном режиме работает только один пункт “Кордай”. В связи с этим пограничники вышли на туроператоров с предложением - перенаправить основной турпоток с “Кордая” на “Аухатты” и “Сортобе”, но с учетом дневного времени. Однако, как заметили на встрече, подъехать к этим КПП довольно проблематично в силу разбитых дорог.
Главы туркомпаний также пояснили, что автобусы идут в ночное время не просто так. Говорит Марина Судакова, директор туристической компании Muay travel: “Схема отправки туристов формировалась годами. Выезжать из города днем по загруженным дорогам невозможно. Кроме того, гораздо удобнее выезжать ночью, когда не жарко, когда дети могут поспать”.
По словам собеседницы, у нее есть не менее острые вопросы и к таможенной службе. “Сколько длится досмотр транспортных средств на границе? Автобус, в котором находились туристы, досматривали три с половиной часа. Это было в канун Нового года, то есть не в сезон. А что будет летом, когда на границе стоит по 50 автобусов?”
Марина Судакова также задала вопрос по поводу так называемого “бегунка”. “Водителей по-прежнему мурыжат на границе. Они должны поставить отметки всех служб. Последний раз этот “бегунок” обошелся компании в 10 тысяч тенге в одну сторону и в 10 тысяч тенге в другую”. Глава туркомпании предлагает воспользоваться опытом Черногории и Хорватии, когда на границах созданы “зеленые коридоры” для туристов.
Однако пограничники сослались на постановление правительства Республики Казахстан №1240, в рамках которого изменить процедуру прохождения госграниц невозможно. По словам пограничников, сами туристы нередко усложняют процедуру досмотра, когда дети, достигшие 16 лет, едут со свидетельством о рождении и со справкой о том, что сданы документы на получение паспорта. По закону при прохождении границы 16-летние тинейджеры обязаны иметь паспорт. В случае сопровождения ребенка лишь одним родителем у него на руках должно быть разрешение на вывоз ребенка от другой стороны либо (если, к примеру, отца нет) свидетельство о разводе.
- Вопрос же об упрощенном режиме прохождения границ надо решать исключительно на правительственном уровне, - заключил Денис Лукинский. - Казахстанская туристская ассоциация может выйти с инициативой на правительство Республики Казахстан и попросить в порядке исключения сделать “зеленый коридор” для туравтобусов на летние месяцы. |