|
Алан Байтенов, Федор Ковалев
В преддверии сезона компании, производящие пиво, заметно активизировались. Еще бы - грядет время отпусков, жары и того самого янтарного напитка, сваренного с любовью, который, заполняя посуду, шипит, пенится и просится в глотку (не сочтите за рекламу, но тот самый “зомбоящик” при любом удобном случае пытается нам это внушить, равно как и билборды)...
Как правило, компании рекламируют безалкогольные виды своих алкогольсодержащих “локомотивов” (основной товар), при этом совершенно не заботясь о наличии самого безалкогольного пива на прилавках. В общем, сегодня мы расскажем о том, как мы искали этот чрезвычайно дефицитный товар и что нам предлагали взамен
Заподозрить производителя в обмане просто - достаточно не найти широко рекламируемого, так называемого безалкогольного пива (оно все же содержит до 0,5 процента алкоголя, поэтому уместнее назвать его малоалкогольным). Однако мы выяснили, что все рекламируемые сорта и марки имеют свои малоалкогольные аналоги. Так что перед законом компании вроде как чисты. Другое дело - этого малоалкогольного пива в свободной продаже практически нет. В частности, мы можем привести две марки - “Карагандинское” и “Алматинское Жигулевское” (сейчас в Алматы как раз проходит обширная рекламная кампания этих брендов).
В процессе исследования нам так и не удалось найти широко рекламируемое безалкогольное пиво упомянутых марок (например, в магазинах, что находятся неподалеку от рекламных щитов). Более того, представители торговых точек нас заверяли, что такого безалкогольного пива (“Алматинское Жигулевское” и “Карагандинское”) нет и скорее всего не существует в природе. Естественно, пришлось обратиться с вопросом: где можно приобрести этот товар? Первым откликнулся завод АО “Caspian Beverage Holding”, который представляет марку “Алматинское Жигулевское”. Выяснилось, что по всей территории города Алматы малоалкогольный вариант “Алматинского Жигулевского” реализуется только в двух местах. И одно из них - специализированный магазин алкогольной продукции.
Там этот вид мы наконец нашли. Правда, и с этим были некоторые сложности. Например, продавцу пришлось даже вызвать менеджера, который отвечает непосредственно за закуп продукции. После продолжительного поиска нам все же была выдана заветная бутылка “Алматинского Жигулевского безалкогольного”.
Случай с “Карагандинским” практически идентичен. Необходимый экземпляр можно найти только на прилавках крупных торговых точек.
Но не в этом дело. Продвигая свой товар под прикрытием безалкогольных вариантов пива, изготовитель не беспокоится о наличии этого вида на прилавках. С точки зрения ныне существующего закона все чисто. Но что же делать потребителю, если он вдруг не найдет рекламируемый товар на прилавке? Правильно, он не откажется от приобретения пива и, вполне возможно, предпочтет алкогольсодержащий аналог (по крайней мере, это было предложено нам).
Кроме того, реклама пива (относится ко всем производителям) находится, в том числе, и в непосредственной близости с учебными заведениями, где основная масса - несовершеннолетние. При этом на билбордах не указано (так как малоалкогольное является официально безалкогольным), что употребление этого напитка не желательно или вообще запрещено до 18 лет.
Примерно та же ситуация наблюдается и в Павлодаре. Наш собственный корреспондент Федор Ковалев тоже обратил внимание на рекламу пива (“Белый медведь” и “Карагандинское”). Он сообщает, что в прошлом году Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни Министерства здравоохранения (НЦПФЗОЖ МЗ) приготовил поправки в закон, которые должны были ограничить рекламу безалкогольного пива. Ожидалось, что поправки вступят в силу уже в конце 2010 года. Но этого не случилось.
В качестве собеседника наш корреспондент избрал генерального директора НЦПФЗОЖ МЗ Сауле Диканбаеву.
- Данный законопроект пока на стадии обсуждения. Насколько мне известно, уже прошли совещания на уровне мажилиса и правительства с участием представителей министерств и производителей. Нас туда не приглашали. О чем там говорилось - не известно.
- Значит, по ограничению рекламы безалкогольного пива пока тишина?
- Работа по внесению поправок идет на уровне заинтересованных министерств и ведомств. Что касается участия службы здорового образа жизни, то мы четко выполняем свои функциональные обязанности. Но здесь силы пока неравные - со стороны производителей идет массированная реклама пива и энергетиков, к тому же пиво сейчас очень дешево - по карману даже школьнику.
- Как Вы считаете, реклама безалкогольного пива - это реклама конкретного продукта или маркетинговая уловка для продвижения основного пивного бренда?
- Исподволь идет реклама обычного пива. Рекламируется его название, бутылка, этикетка.
Это действительно серьезная проблема, раз на ситуацию не может повлиять даже Министерство здравоохранения. Конечно, введение поправок даст возможность существенно сократить рекламу пива (что уже существенно улучшит ситуацию). Однако это не даст главного - мы как отождествляли малоалкогольное пиво с полноценными аналогами, так и продолжим (даже после введения ограничений). В то же время стоит, наверное, пойти и таким путем - заставить производителя уделять больше внимания (хотя бы на территории торговых площадок) рекламируемому безалкогольному пиву. И, конечно же (это самое главное), обратить внимание на этикетку пива - внести существенные отличия для безалкогольных вариантов и все-таки проследить за исполнением Закона “О рекламе”. Вообще (в редакции от 19.03.2010 года) подпункт 1-1 статьи 13 гласит: “Запрещается реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований”. Что же на деле? Разве сегодня сложно узнать в безалкогольном варианте его аналог полной силы? |