|
Константин Маскаев
События последних месяцев порождают все более активные рассуждения о начале конца человечества, крахе земной цивилизации. Причем экстремальные проявления природной стихии послужат лишь спускным механизмом для того арсенала плодов человеческой мысли, который еще вчера расценивался как венец развития.
С самой первой попытки расщепить ядро и поставить себе в услужение атомную энергию слышны опасения, что человек рискует в один миг угробить себя. Но катастрофа на “Фукусиме” подстегнула утверждения наиболее впечатлительных людей о том, что конец света произойдет уже на наших глазах
Армагеддон?..
По какому-то необъяснимому стечению обстоятельств Япония вновь становится ньюсмейкером ядерной тревоги. Последовавшее за сильнейшим 9-балльным землетрясением цунами вызвало серию нештатных ситуаций на ядерных объектах Японии. Аварийные отключения и сбои в работе сразу нескольких АЭС, взрыв на втором энергоблоке АЭС “Фукусима-1” и угроза разрушения реактора... Специалисты признают: происходит катастрофа. Развития по такому сценарию никто не ожидал. Масштабы разрастаются. Процесс не удается локализовать. Ядерный шлейф наползает на континенты. При этом серия землетрясений, по-видимому, находится в далекой от завершения стадии: острова продолжает трясти с магнитудами, превышающими “относительно спокойные” 6 баллов. А “Фукусима” - только одна из пятидесяти японских АЭС...
С тех пор как люди фиксируют природные катаклизмы, такое их количество и масштабы является чем-то из ряда вон выходящим. Идеальное поле для скептиков. Тем более, когда такая “технологичная” страна, как Япония, оказывается незастрахованной от техногенных катастроф. Нелишне вспомнить, что множество технологий, применяемых в современном мире, быту, производстве, медицине, - родом из Японии либо целиком, либо в качестве ключевых компонентов. И крах в Японии цепной реакцией задевает многие мировые компании.
Но основные опасения человечества все же связаны с “ядерной начинкой” островов. Повышенная сейсмическая опасность не позволяет успокоиться и рисует самые мрачные прогнозы. Обеспокоенность последних месяцев касается и такого предположения, что Земля вступила в активную сейсмическую фазу и события на японском архипелаге - лишь прелюдия к глобальному изменению рельефа. Самые невероятные предположения касаются такого изменения границ материков, что, например, даже континент Евразия “заползет” под африканскую плиту. Но даже для умеренных скептиков достаточно, чтобы океан поглотил одну только Японию. Они считают, что и этого будет достаточно, чтобы жизнь на Земле иссякла в течение очень непродолжительного периода, не дольше сроков течения острой лучевой болезни (ОЛБ).
Апокалиптический сценарий строится на мнении, что ядерная энергетика Японии обладает огромным запасом радиоактивного топлива, используемого и отработанного. Точное количество ядерного топлива, которым обладает и которое использует Япония, из открытых источников можно определить только опосредованно. Япония подтвердила свой выбор в пользу реакторов на быстрых нейтронах, за которыми видит будущее после 2030 года. К этому времени потребуется лаборатория для хранения отработавших реакторных ТВС - тепловыделяющих сборок. Суммарное их количество составит около 17 тысяч.
И когда все пойдет, мягко говоря, не по плану, часть радиоактивных элементов выбросит в атмосферу, другая часть попадет в гидросферу. Радиоактивные элементы, став частью привычного круговорота веществ в природе, проникнут везде. Человек и все живое будут неизбежно заражены через воздух, воду, продукты питания, окружающую среду. (Сколько конкретно нужно плутония, чтобы убить жизнь на Земле, - вопрос открытый. Есть версия, что для этого достаточно всего 50 килограммов, распыленных в атмосфере.) Употребляя в пищу мясо зараженных животных, радиоактивные овощи, зелень и т.д., человек будет многократно заражен, что ускорит печальный исход. Даже самые надежные укрытия обеспечат лишь временное спасение.
Порог лучевой болезни в 1-1,2 Зв (зиверт) будет достигнут в течение нескольких дней и многократно превышен в течение последующего времени. При годовой безопасной норме до 100 мЗв (миллизиверт) это, конечно, чудовищно много. При дозе в 3 Зв происходят значительные изменения в составе крови, утрачивается репродуктивная функция, 20 процентов облученных погибают в течение 2-6 недель. Доза в 5 Зв приводит к смертности в 50 процентах случаев в течение месяца. Участь выживших незавидна.
Однократно получившие 7,7 Зв погибнут почти все даже при наличии лечения. Но случаи излечения возможны. Повышение дозы до отметок 10-50 Зв делает прогноз почти безнадежным и сокращает срок угасания до нескольких дней.
...или катарсис?
Попробуем теперь заслонить себя от этой суровой безнадеги и посмотрим на ситуацию с долей разумного оптимизма. Люди, жившие до нас, переживали катастрофы и катаклизмы, которые для своего времени могли оказаться страшнее происходящих сейчас. Европейцы удрученно ожидали конца света еще в 1000 году. Хроникеры оставили нам описания ужасающих климатических условий того времени. Совсем недавно на смене тысячелетий ожидалось, что из-за “проблемы 2000” мир останется без компьютерных сетей. А затем потеряет контроль над всей сферой применения компьютеров. А это - коллапс мирового масштаба. Но ничего не произошло. Пережило человечество и две мировые войны. Хочется верить, что и Чернобыльский инцидент позади.
Слово “радиация” пугает людей, что неудивительно. Со времен холодной войны нам “знакомы” устрашающий вид выжженной пустыни и быстрое угасание человечества в условиях смертельного излучения и ядерной зимы. Появление ядерной энергетики и аварии на АЭС только усилили это отношение.
Но обратимся к фактам. Во время известного противостояния только за период с 1945 по 1960 год было проведено 541 ядерное испытание в атмосфере с суммарным выходом энергии, эквивалентной взрыву 440 мегатонн тротила. Однако... все мы еще живы!
А знаете ли вы, что в 1 тонне золы ТЭС содержится до 100 граммов радиоактивных урана и калия-40? В почве всюду содержится плутоний, возникающий при взаимодействии космических лучей с природным ураном-238, содержание которого в среднем составляет порядка трех граммов на тонну породы. Можно подсчитать, что в цветочном горшке, содержащем килограмм земли, находится несколько миллиграммов урана и несколько десятков миллионов атомов плутония. Прекрасный повод собирать митинги!
Это не говорит об абсолютно безвредной природе расщепленных ядер. Но за последние полвека ученые значительно обогатили свои знания о рентгеновском облучении, развивали клиническую медицину, радиобиологию, в том числе изучая аварии, подобные Чернобыльской.
Наконец, о землетрясении. Мнение сейсмологов о начале глобального перестроения платформ надо оценивать лишь как гипотезы. Опыт же наблюдений говорит о том, что сейчас мы наблюдаем афтершоки - угасающие колебания после основного землетрясения. Так что, быть может, нам предстоит увидеть своеобразный “Ренессанс Японии” - с вытекающим отсюда новым витком в развитии и торжества технологий.
Однажды появившись на свет, химера способна жить долго. Убедить бывает просто, переубедить, развеять ложные страхи намного сложнее. Беда в том, что эти иррациональные ужасы вполне реально “портят кровь”. Особенно тогда, когда требуется не терять голову в панике, а понимать обстановку и действовать разумно. Быть может и череда сегодняшних событий - лишь суровые уроки, которые человек должен выучить, чтобы оказаться готовым к новым, возможно, более серьезным вызовам?
Наиболее мрачный прогноз по ситуации вокруг “Фукусимы” принадлежит американцам. Во-первых, опубликованы разведданные о том, что изотопы цезия-137 и йода-121 обнаружены вертолетом на расстоянии 160 километров от станции. Это порождает предположение американских же изданий, что “один или несколько реакторов серьезно разрушены или как минимум частично расплавлены”.
Американские специалисты и издания пытаются обвинить японские власти в неискренности. Появляется информация, что именно на “Фукусиме” оборудовано хранилище для всех стержней, отработавших за 40-летнюю историю топливной энергетики Японии. А стержней там - более 600 тысяч!
Инженер-ядерщик, общественный наблюдатель из США Эрни Гендерсен разъясняет, что семь забитых до отказа отработавшими топливными стержнями хранилищ располагаются сверху реакторного блока “Фукусимы-1”. Стержни и на стадии хранения продолжают выделять столько тепла, что если из бассейнов, в которых они находятся, исчезнет вода, произойдет их воспламенение. “Такой пожар будет равнозначен “Чернобылю на стероидах”, - говорит Гендерсен. Некоторые из экспертов убеждены, что бассейн энергоблока №1 уже полностью открыт. Значит катастрофический пожар, о котором говорит Гендерсен, неизбежен?
Все реакторы АЭС “Фукусима-1” находятся под угрозой полного расплавления активной зоны и последующей цепной реакции, которая станет самой страшной ядерной катастрофой, которая когда-либо случалась в истории. В результате радиоактивное облако распространится на обширные территории, в частности, территории США оно достигнет на 8-10-й день. |