|
Анна Шелепова
Из года в год пассажиры Международного алматинского аэропорта жалуются на одни и те же проблемы: на отсутствие общественного транспорта в аэропортовской зоне, навязчивость таксистов, задержки рейсов, плохую организацию выдачи багажа, непомерно высокие цены в кафе, отсутствие бесплатной парковки для провожающих. За разъяснениями мы обратились к вице-президенту АО “Международный аэропорт Алматы” Кобланды Тумышеву
Как сообщила пресс-служба аэропорта: “Введение платы за стоянку на привокзальной площади обусловлено созданием комфортных условий при вылете и прилете пассажиров. Беспорядочный бесплатный въезд и стоянка порождали круглосуточное скопление машин”.
Заметим, однако, что после этой кардинальной меры пробки на территории аэропорта меньше не стали. Впрочем, этому стабильному явлению у пресс-службы есть объяснение. “Скопление машин на территории происходит из-за единовременного прибытия нескольких воздушных судов, а расписание движения аэропорт не устанавливает”.
Один из вопросов, который нас волновал, как людей, относительно часто пользующихся услугами аэропорта: какой спектр услуг входит в аэропортовый пассажирский сбор? В телефонном разговоре сотрудник отдела международных отношений, маркетинга и связей с общественностью пояснил, что говорить о всех видах сборов он не может, так как это является коммерческой тайной... Позже в официальном ответе нам прислали такую информацию: “За обслуживание пассажиров применяются тарифы внутренних и международных рейсов, которые действуют с 2005 года.
Якобы тариф за обслуживание пассажиров на внутренних рейсах составляет 443 тенге. В аэропортовый сбор входят затраты по содержанию аэровокзального комплекса, специальных технических средств, затраты по регистрации пассажиров, взвешиванию, оформлению и выдаче багажа, сопровождению пассажиров до воздушного судна, а также встреча и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала”.
Но мы по собственному опыту знаем, что суммы могут быть самые разные. К примеру, пассажирский сбор при перелете из Алматы в Астану - в районе 10 долларов, в Актау - около 15 у.е. А практически за все международные рейсы сбор составляет около 150 долларов. К примеру, если говорить о городе-куроте Анталье, одном из популярнейших среди казахстанцев весенне-летних направлений, сбор составляет 22 тысячи тенге. Цена сравнима с суммой за сутки проживания в приличной гостинице, включая питание! Однако получается, что за эти деньги пассажир может, по сути, всего лишь находиться в зале ожидания и пользоваться туалетом. Выбор газет и журналов крайне ограниченный, про задранные цены в кафе и при этом ограниченный выбор блюд или даже сортов кофе в зале международных вылетов тоже сказано немало.
Кроме того, “НП” неоднократно пыталось обратить внимание руководства воздушной гавани на то, чтобы навести порядок с таксистами. Они буквально кидаются на прибывшего пассажира и даже вопреки твердому отказу не отстают, “соблазняя”, по их мнению, выгодными ценами - в 4-10 тысяч тенге. Понятно, что чеков пассажиру никто не выдаст... При том, что, если заказать такси от аэропорта в верхнюю часть города, официальная цена поездки будет максимум 2 тысячи тенге. Почему никто не контролирует этих людей? Что за водительская мафия толпится в зале прилета? А ведь даже в индийских аэропортах, в стране, которая у большинства ассоциируется с нищетой и хаосом, в аэропортах есть официальные представительства такси, где пассажир оплачивает поездку по официальному (и абсолютно адекватному) тарифу. Руководство аэропорта проблему признало, сообщило, что с целью профилактики регулярно проводят рейды... Правда, результаты этого труда афишировать не стали.
Есть пример и соседней Москвы, где из центра мегаполиса в аэропорт и обратно курсируют аэроэкспрессы. Цена вопроса - 1500 тенге. А при покупке билета через Интернет или в оба конца на кассе покупатель получает скидку!
Допустим, у нас нет возможности оперативно проложить рельсы. Но нам представляется вполне возможным запустить спецрейсы микроавтобусов из центра Алматы в аэропорт и обратно. Сделать сайт, обозначить расписание времени и маршрутов, разработать гибкую систему скидок. Однако, как выяснилось, этот вопрос мы задали не по адресу. Вопросами транспортных маршрутов ведает горакимат, а аэропорт, по данным пресс-службы, не имеет к этому отношения.
По сути, как для театралов театр начинается с вешалки, так для авиапассажиров южная столица Казахстана начинается с аэропорта. А пока критика в адрес алматинского аэропорта звучит регулярно как со стороны простых смертных, так и со стороны властей. Напомним, сам аким южной столицы требовал пересмотреть и наладить работу всех служб - от таможни до такси, чтобы пользоваться услугами авиаперевозчиков было комфортно. |