Анна Шелепова
Готовьте деньги для бутиков
В течение ближайших шести лет 34 рынка мегаполиса будут перенесены либо частично перестроены - так решили власти Алматы. Однако возникает несколько вопросов: как быть с самозанятыми людьми на время реконструкции или закрытия рынков, не спровоцирует ли это решение волну забастовок? Будет ли соблюден единый архитектурный стиль или город превратится в “слоеный пирог”, где каждый из владельцев рынка будет возводить тот объект, на который у него хватит фантазии? И, наконец, как изменятся цены после реконструкции торговых площадей?
Напомним, аким Алматы Ахметжан Есимов поставил задачу привести городские рынки в порядок. Таким образом, сносу подлежат рынки, не соответствующие нормативным требованиям. Те торговые площади, которые не подлежат сносу, будут реконструированы. Руководству данных рынков предлагается организовать автостоянки, провести работы по благоустройству территории и обеспечить комфортные условия для обслуживания населения.
Сложно не согласиться с мнением властей о том, что в районе базаров, особенно по улице Розыбакиева и Северному кольцу, невозможно проехать. На проезжей части автовладельцы беззастенчиво оставляют своих железных коней, а иные работники базаров устраиваются прямо на обочинах. И эту проблему, безусловно, надо решать. Однако решать осторожно, с учетом трудоустройства самозанятых граждан.
По словам главного архитектора города Сайрана Фазылова, в соответствии с Генеральным планом развития Алматы, утвержденным в 2002 году, как раз настало время приводить в порядок городскую территорию.
В Алматы 74 рынка. Не все находятся в должном санитарном состоянии, не все правильно построены. “О социальном благоустройстве и парковках говорить даже невозможно. Думаю, в течение 5-6 лет программу перестройки рынков мы реализуем”. Главный архитектор пояснил, что работа по подготовке программы переноса рынков на данный момент идет более трех месяцев. За это время было решено, какие рынки будут реконструированы, какие перенесены.
Процесс переноса или перестройки рынков будет происходить за счет собственников, а потому соблюсти единый архитектурный стиль невозможно, заметил спикер. Между тем уже сегодня самые проворные владельцы городских рынков предоставили первые проекты, помимо самих базаров и паркингов в одном из проектов есть аквацентр и даже этногородок. Предварительно проекты были согласованы. В том числе рынки “Тигрохауд”, “Арыстан”, “Салем-7”.
По словам Казыбека Абитова, директора рынка “Тигрохауд”, рынки “Тигрохауд” и “Арыстан” находятся в собственности одного и того же собственника. Есть еще торговый центр “РАШ”. “Мы уже провели разъяснительную работу с предпринимателями. У нас два рынка, и мы не собираемся начинать строительство одновременно”, - пояснил собеседник. По его словам, часть предпринимателей переведут на второй рынок. А также поищут для них места в торговом центре.
Комментирует директор рынка “Салем-7” Бахытжан Маметов: “Ориентировочная стоимость проекта строительства торгового центра рынка “Салем-7” на Северном кольце составляет 2,5 миллиарда тенге. Финансированием проекта будут заниматься инвесторы из Южной Кореи. В августе мы должны прийти к соглашению с инвесторами. Проект будет разрабатываться около 10-12 месяцев. Сама стройка займет 24 месяца. Мы рассчитывает отбить полученные средства в течение 8-10 лет. Но пока рабочего проекта нет, поэтому говорить более определенно нельзя”.
Руководство “Салем-7” также постарается реализовать проект без потери для торговцев своего рынка, так как на его территории есть свободная площадка под строительство. “Сносить ничего не будем, на период строительства никого трогать не будем. Как построимся, постараемся своим торгующим предоставить места по мере возможности”, - заверил г-н Маметов.
По его словам, аренда контейнера на рынке “Салем-7” стоит 15 тысяч тенге. Глава рынка не стал отрицать, что после строительства нового торгового комплекса аренда для торговцев поднимется. Естественно, возрастут цены и на товары. Следовательно, большая перестройка напрямую ударит по карману потребителей.
Немудрено, что уже сегодня на многих базарах торговцы выражают недовольство решением городских властей о сносе. Волнения продавцов вполне логичны, не во всех случаях руководство рынков имеет возможность дать под строительство свободную площадь или временно переместить своих торговцев на другую торговую площадь. |