|
Деньги любят тишину, но речь не идет о кладбище
Счет в конце туннеля
Агентства финансового надзора (АФН) больше нет. Его “слили” в Нацбанк. Почему это произошло, никто не знает. Ни депутат мажилиса Гульжана Карагусова, которая, казалось, знает о нашей финансовой системе все, ни сам заместитель председателя Нацбанка Данияр Акишев. Не спросили, правда, Григория Александровича Марченко. Потому что он в последние дни вообще ни на какие вопросы не отвечает. Наверное, не случайно.
И создалась вокруг этого решения любопытная коллизия: было АФН, было оно кому-то надо - и вдруг не стало. Не надо. А вместе с ним “слили” и Агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (РФЦА). Обычно в таких случаях подобные шаги как-то комментируются. Мол, не нужны ныне эти агентства, не справились, не оправдали возложенных надежд и т.д. Но у нас все как-то по-другому, своим путем, как обычно.
Финансовый рынок - это среда, конечно, специфическая. Могут возразить: любая среда, будь то бизнес-сообщество или творческая интеллигенция, это всегда среда специфическая. Но мы не согласимся: финансы - это сверхспецифическая среда. Она, например, настолько чувствительна к любым даже не колебаниям, а легоньким дуновениям со стороны, что реагирует молниеносно и чаще всего почти незаметно, но поразительно.
Ведь дуновения, как говаривал Дима Семицветов из гениальной саги “Берегись автомобиля”, касаются самого что ни на есть святого, что у нас есть, а именно - Конституции...
- Денег, товарищи, еще никто не отменял, - пояснил при этом вечный и бессмертный Дима устами Андрея Миронова.
У нас пока тоже. Более того, сегодняшнее отношение к деньгам Диме и снилось. Так вот, с деньгами у нас вроде бы все в порядке. Их поступление в бюджет страны на обозримые годы обеспечено, пока в мире нужна вязкая непривлекательная жижа под названием нефть. Кое-кто пытается сеять панику предположениями о том, что рано или поздно настанет время, когда жижу покупать уже никто не будет и придумают что-нибудь ее заменяющее. Ответ наш им: не дождетесь. Пока будут понты - будут и “Бентли”, значит, будет нужна и жижа. Может, поэтому никто особенно-то и не беспокоится насчет АФН? Но мы отклонились.
Так вот, что же означает эта ликвидация? Заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте (КИСИ) Анар Рахимжанова высказала мнение, что данный шаг связан с выполнением всех поставленных перед ведомством задач: стабилизировать и систематизировать страховой, пенсионный и банковский сектор. Тогда почему об этом никто не скажет народу? А может, наоборот - не совсем АФН справлялось со своими обязанностями?
Все специалисты, к которым в эти дни обращались за комментариями, в один голос повторяли и повторяли: принятое решение никак не отразится на состоянии финансового рынка, никак не может отразиться на состоянии рынка, никак не должно отразиться...
Уже отразилось. Когда мы спросили, что думает обо всем этом Эрик Найман, известный эксперт по биржевой торговле, он ответил:
- Думаю, что создание, во-первых, финансового центра в Алматы отложено на неопределенный срок. И, во-вторых, эти решения связаны с острым банковским кризисом как во всем мире, так и в Центральной Азии.
От пояснений г-н Найман отказался, сославшись на свое поверхностное знание ситуации. Но и так понятно, что случившееся означает перегруппировку сил, средств и кадров перед пресловутой грядущей второй волной глобального финансового передела, о котором еще зимой говорил старый-новый наш премьер-министр. Так что, нефть нефтью, а кризис пока еще никто не отменял. А вот с банками - посмотрим. |