Алла Иванилова
Как выяснила Генеральная прокуратура, зачастую под причиной “удорожания строительных работ” скрывается банальная халатность
Нередко акимы регионов обращаются с просьбой выделить дополнительные средства из госбюджета на строительство тех или иных объектов. В качестве же причины называют удорожание строительных работ. При реализации госпрограммы “100 школ, 100 больниц” эта причина озвучивалась довольно часто. Даже была создана специальная рабочая группа, которая проверяла, на самом ли деле произошло удорожание социальных объектов.
Генеральная прокуратура тоже заинтересовалась этим вопросом и выяснила, откуда берутся “надбавки”, причем немалые. Так, за 2009 год по 35 проектам, финансируемым из республиканского бюджета, произошло удорожание почти на 20 миллиардов тенге. Аналогичная ситуация имела место и в 2010 году.
Одна из основных причин, которая приводит в дальнейшем к удорожанию строительных работ, - некачественная разработка проектно-сметной документации. К примеру, проект онкологического диспансера в Астане из-за некачественной разработки ПСД и упущений в процессе государственной экспертизы дважды подвергался корректировке. В результате его сметная стоимость увеличилась почти в 2,5 раза - с 2,8 до 7,4 миллиарда тенге.
Ненадлежащая подготовка заданий на проектирование также является причиной удорожания строительных объектов. В Алматинской области по поручению заказчика было перенесено место строительства лыжного и биатлонного стадиона, что повлекло изменение инженерно-геологических условий и, как следствие, дополнительные затраты. В результате сметная стоимость с 9,5 возросла до 17,8 миллиарда тенге.
Надзорным органом установлены факты, когда ряд договоров вообще остался без исполнения. В Алакольском районе Алматинской области по причине неисполнения ТОО своих обязательств по строительству детсада заказчиком завершение этого объекта было передано другому подрядчику. Данное обстоятельство повлекло удорожание проекта более чем на 100 миллионов тенге, которые в виде убытков должны были быть взысканы с “недобропорядочного” ТОО. Однако районным акиматом не только не взысканы убытки, но и допущено перечисление денежных средств без актов выполненных работ. По данному факту уже возбуждено уголовное дело.
К удорожанию объектов приводит необоснованное продление сроков строительства. К примеру, в связи с затягиванием подрядчиком срока строительства перинатального центра в Алматы, его ПСД с 2008 года пересчитывалась трижды. После последнего пересчета стоимость объекта увеличилась на 1,6 миллиарда тенге. Также три раза продлевался срок реконструкции стадиона “Восток” в Усть-Каменогорске. За три года сумма договора увеличилась со 188 до 427 миллионов тенге. Аналогичные факты имеют место и в других регионах республики.
Анализ сметной стоимости возводимых объектов показал отсутствие надлежащего регулирования ценообразования строительных материалов и оборудования. Так, стоимость строительства идентичных 26 школ на 1200 мест варьируется от 1,2 до 2,8 миллиарда тенге с разницей в 2,5 раза. И это несмотря на то, что месячный расчетный показатель и накладные расходы являются едиными, а используемые стройматериалы - одинаковыми.
После проведенной Генпрокуратурой проверки от занимаемых должностей освобождены 7 директоров и заместителей директоров филиалов РГП “Госэкспертиза”. Всего по республике за допущенные нарушения законности привлечено к ответственности свыше 50 должностных лиц. Кроме того, за несвоевременное выполнение строительных работ приняты меры по взысканию с подрядчиков в доход государства свыше одного миллиарда 100 миллионов тенге.
В целях ужесточения требований к качеству строительства инициированы соответствующие изменения в законодательство. Согласно внесенным поправкам, в зависимости от степени риска предусмотрена более частая периодичность проведения проверок в сфере архитектуры и строительства.
Астана |