|
Если есть подходящий народ, можно сделаться его вождем
Полковнику никто не спишет
В Ливии восемь лет проработал один знакомый. В нефтяной компании, и даже с Каддафи пару раз общался, когда тот приезжал на нефтяной завод. Когда же Ливию начали бомбить западные защитники ливийского народа, знакомый сказал:
- Все. Кончилась золотая эра. Теперь Ливию ждут хаос и анархия. Никогда до Каддафи эта страна так не жила и никогда не будет жить так и в будущем.
Рассказ знакомого впечатлял. Полковник Каддафи строил социализм. Вернее, он его почти построил. Правда, социализм со своим, специфическим североафриканским лицом. Судите сами. Каждый ливиец получал в год дотаций 1000 долларов. Казалось бы, немного, но это для такой страны, как Ливия, весьма и весьма весомый довесок к семейному бюджету. Если учесть, к примеру, что пособие по безработице составляло около 720 долларов месяц, а зарплата медсестры - около тысячи.
Полковник поощрял рождаемость - за каждого рожденного ливийца семье выплачивалось по 7 тысяч долларов, а новобрачным на покупку квартиры выдавалось по 64 тысячи этих самых зеленых. Кроме того, образование и медицинское обслуживание стоили гроши, даже по ливийским меркам. Также гроши платили граждане за электроэнергию и коммунальные услуги.
Джамахирия (это неологизм, изобретение самого полковника, что-то вроде “народовластия”) оплачивала даже зарубежное образование своих граждан вместе со стажировками в западных университетах. Можно было открыть свой бизнес - полковник давал на это единовременную помощь в 20 тысяч долларов, но зачем? И так не хило. Можно просто взять беспроцентный кредит на авто или квартиру и тянуть с его выплатой хоть до... свержения полковника. И никто не вправе тебя за это наказать.
Откуда у полковника такие деньги? Оттуда. Доказанные запасы нефти в Ливии - 29,5 миллиарда баррелей. Добыча ея, родимой, - 1,4 миллиона баррелей в сутки. Из этого объема миллионов населения. Сравните: на 16 миллионов нашего с вами населения мы извлекаем ежесуточно “лишь” около 350 тысяч баррелей нефти в сутки.
Так вот, полковник и его джамахирия на 95 процентов жили за счет нефтяной ренты. И всем, казалось бы, было неплохо. Даже несколько сот тысяч иностранных рабочих и инженеров от этого социализма сытно кормились. Так почему же все кончилось? Почему эти, не побоимся этого слова, халявщики вдруг вознамерились свергнуть полковника и избавиться от его социализма? В том-то и дело, что социализм всех устраивает, не устраивает то, что его на всех не хватало. Или казалось кому-то, что им не хватает, а другим достается куда больше.
Кто-нибудь слышал о политических требованиях ливийских “повстанцев”? Или, может быть, кто-нибудь знает их политических вождей и идеологов? Хотят они построить в Ливии демократию, избавиться от тирании, борются с засильем олигархов? Освобождают “политических противников Каддафи, критиков режима, политзаключенных”?
Нет! Они злы только на Каддафи и его клан, на “западных ливийцев”, которым Каддафи, по мнению “восточных”, давал куда больше, нежели им. А восток страны, где добывалось нефти больше, оставался, по мнению его жителей, отсталым и обделенным. Лидерам местных кланов не представляло особого труда поднять своих соплеменников на этот бунт, так как лидеры тоже хотели стать хозяевами нефти, а соплеменники тоже хотят вдоволь халявы.
Вот, собственно, и вся подоплека ливийской “революции”. А уж повод и момент для бунта - это вопрос времени. А тут и западная забота о ливийском народе - как такой повод упустить? Если еще вчера судьба этого народа никого в парижах и лондонах не интересовала, то сегодня она подскочила в цене так, что без бомбежки никак не обойтись.
Ну а полковник... Хватит денег - откупится и от революционеров, и от парижей, не хватит - будет еще одна победа над тиранией. |