Ботагоз Омар
Все государственные органы страны будут бороться с недобросовестными производителями товаров и услуг. Агентство по защите конкуренции планирует на законодательном уровне обязать всех чиновников встать на защиту потребителей
“Если граждане знают, как правильно выбрать колбасу, то и президента они правильно выберут”, - так считает депутат мажилиса Айгуль Соловьева, высказавшая эту фразу на недавнем совещании по вопросам защиты прав потребителей, прошедшем в стенах Агентства по защите конкуренции (АЗК).
Отстаивание законных интересов казахстанцев - дело не самое простое. Для этого граждане должны не только занимать активную гражданскую позицию, требуя и собирая все фискальные чеки и внимательно читая все подписываемые документы, знать действующее законодательство, но и иметь уйму времени, терпения и сил.
Представители отечественной Лиги потребителей надеются, что у нас в стране широкое распространение получит система состояния в их организации, когда, оплачивая небольшой взнос один раз в год, казахстанцы в любое время смогут бесплатно обратиться за консультацией, чтобы защитить свои интересы. При этом активисты общественной организации с завистью смотрят на развитые страны, где участниками таких структур становятся даже школьники.
Кстати говоря, в Казахстане все больше граждан добиваются компенсаций за некачественные услуги. 15 марта в Акмолинской области произошел случай, который может служить примером. Клиентка, обратившаяся к парикмахеру, отсудила 600 тысяч тенге за испорченную прическу и здоровье. В одном из салонов красоты во время окрашивания волос женщина получила химический ожог головы. Кассационная судебная коллегия Акмолинского областного суда рассмотрела это гражданское дело в пользу пострадавшей.
Но таких примеров не так много. Из 200 тысяч граждан, обратившихся в Лигу потребителей в течение 19 лет, только 732 человека довели дела до судов. Причем в их пользу было разрешено 588 дел с взысканием материального и морального ущерба на сумму более 1,56 миллиарда тенге.
По словам главы данной лиги Светланы Романовской, самое большое количество жалоб приходится на услуги монополистов, за последний год нарекания по этим вопросам были более чем у 20 тысячи человек. Второе место занимают жалобы на задержку рейсов и туризм. “В частности, очень много жалоб по поводу таймшера, и никто сделать с этим ничего не может, пока это законодательно не урегулировано”, - сообщила руководитель организации.
Третье место занимают вопросы, касающиеся деятельности КСК.
Руководители АЗК намерены призывать к более активной защите прав потребителей не только представителей “третьего сектора”, выделяя бюджетные средства для того, чтобы общественные организации вели информационную работу с населением, но и чиновников.
По словам заместителя председателя АЗК Бориса Парсегова, только у пяти государственных органов (АРЕМ, АФН, а также у министерств экономического развития и торговли, транспорта и коммуникаций, индустрии и новых технологий) на законодательном уровне есть функции по защите прав потребителей. В остальных 14 государственных органах законодательные требования по защите прав потребителей не прописаны.
“Защита прав потребителей должна стать общегосударственным делом, поэтому АЗК направлено письмо премьер-министру, где говорится о необходимости внесения соответствующих дополнений по защите прав потребителей”, - добавил Борис Парсегов.
Астана |