|
Ирина Ковалева из Павлодара
Последний день Масленицы - еще и Прощеное воскресенье. Вслед за православными христианами представители других религий и даже самые убежденные атеисты подхватили идею. А что? Раз в году можно. В России до революции в этот день даже царь-батюшка перед народом извинялся: “Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!”
Традиция эта пришла из древности. Египетские монахи перед Великим постом имели обычай 40 дней молиться в пустыне. Условия, приближенные к экстремальным, и живыми после такого бдения к Пасхе возвращались не все. Вот и повелось на всякий случай просить прощения друг у друга - не факт, что доведется увидеться. Смысл позабылся, но с тех пор пошла привычка - раз в году “оптом” извиняться за все ошибки. Впрочем, специалисты копить обиды не советуют. Тем более что умение искренне просить прощение многие люди утратили.
Между тем современный Павлодар своими извинениями прославился уже не раз. Летом 2010 года председатель Павлодарского областного суда Ауезнур Каженов принес официальные извинения за незаконное осуждение. Верховный суд отменил двум жителям области обвинительные заключения. Их не только освободили, но и попросили прощения по закону.
Другие слова раскаяния от профессионалов были и вовсе “поставлены на поток”. Около года в Павлодаре просуществовала спецслужба извинений. В необычном бюро добрых услуг не было отбоя от клиентов - у кого желание загладить вину имелось, а язык не поворачивался. Только за месяц эксперты-психологи помирили более четырехсот горожан по приемлемым расценкам. Просьба о прощении по телефону - 500 тенге, с выездом - от тысячи. Профессиональные психологи создавали проштрафившимся индивидуальные сценарии извинений. Например, отношения похолодели из-за долгов. Деньги уже возвращены, а осадок остался. Тут посредник и помог восстановить давнюю дружбу.
“За время работы в службе извинений мне пришлось произнести сотни разных вариантов просьб о прощении, - вспоминает павлодарский психолог Галина Одуд. - С моей помощью и мужья перед женами извинялись, и бизнесмены перед деловыми партнерами, и сыновья перед мамами. У нас, к сожалению, нет практики обращения за помощью к специалистам-психологам, как на Западе. Люди думают, что это ниже их достоинства, - обратиться к эксперту. Мол, я сам разберусь. И не могут. Но мы пошли другим путем. Называли консультации, например, “советом подруги”. Мы же часто плачемся подружкам, только квалификация у них не всегда практикующего психолога, а советы зачастую не приводят к успеху”.
Только извинениями не ограничивались. Признавались в любви, выражали слова благодарности, назначали свидания и решали деликатные вопросы. Креативные идеи по выходу из непростых ситуаций находили буквально по всему свету. Например, в Индии существует занятная традиция. Случается, что простому индийцу невмоготу терпеть обиды и хочется сказать в лицо “любимому” начальнику: “Самодур, мол, ты, Раджа Махабхаратович, и кричишь на людей почем зря! Лучше бы зарплату вовремя платил! Не видать тебе моего уважения!”. Чтоб избежать репрессий, потерявшему совесть человеку деликатно дают понять, что он не прав, присылая... слоновьи фекалии. В наших широтах со слонами туго, но предприимчивые сотрудники службы извинений в Павлодаре не раз помогали высказать горожанам решительное “фи” обидчику. Так, например, был случай, когда по нешуточному поводу повздорили учительница и целый класс одной из школ. Старшеклассники решили не выносить сор из избы и не жаловаться директору. А отправили сотрудника агентства с красивой коробочкой, в которой были - нет, не следы жизнедеятельности представителя местной фауны, а требования детей к педагогу. Обоснованные претензии и пожелания школьников передал учительнице специалист-психолог - с рекомендациями. Конфликт был исчерпан.
Спрос на “извиняющихся” профессионалов, как выяснилось, существует, и подобные конторы в Казахстане не редкость. Объявления вроде “Встречай Новый год без обид” были и в Алматы, и в Костанае, и в Астане.
Зачастую отсутствие уверенности в себе, комплексы и страхи не дают людям сделать первый шаг к примирению. Специалисты объясняют - если ссора поверхностная, спорщики только что поругались и дуются друг на друга, то по горячим следам эту молчаливую войну прекратить просто.
Впрочем, отзывались в городе о деятельности службы и негативно. Мол, виданное ли дело - извиняться через третьих лиц. Дескать, не по-настоящему все это, показуха. Корень проблемы психологи видят в том, что современные люди разучились общаться. Хоть и ходят на тренинги, но советы воспринимают через призму собственных комплексов, с которыми не желают расставаться. Взыграло эго, и человек не слышит другого, думает, что оценивают его личность, а не поступки. Сделал замечание учитель, обозвал одноклассник, нагрубил шеф, друг нелестно отозвался о наряде - все эти мелочи человек принимает близко к сердцу и обижается, как ребенок.
- Именно поэтому я сейчас переключилась на детскую тему, - продолжает Галина. - Тем более что павлодарская служба извинений прекратила свое существование как раз по семейным обстоятельствам, правда, счастливым - сейчас я воспитываю 4-месячного сынишку.
Впрочем, вполне возможно, что в Павлодаре такая служба и вовсе не понадобится. Кто знает, может, горожане сами будут смело признаваться в ошибках или совсем их минуют. В планах Галины Одуд - создание не просто скорой помощи для отношений, а настоящей школы общения. Чтобы на уроках взрослые узнавали, как правильно знакомиться с людьми, как найти свою половинку, как помириться и удержать любовь. |