|
Алан Байтенов
В последнее время таможенный пост “Хоргос” на казахстанско-китайской границе попадает в заголовки новостей, зачастую скандальных. Вспомнить хотя бы недавние заявления экс-брокера Канагат Такеевой - в своем обращении она пыталась обратить внимание на коррупционную схему, что, по ее мнению, работает на территории упомянутого поста. Далее последовала еще одна “атака” - некий журналист Ричард Орандж опубликовал материал, полный сомнений в возможности Казахстана полноценно исполнять роль форпоста Таможенного союза. И опять в публикации фигурировал пост “Хоргос”. Мы решили обратиться за разъяснениями к представителям Департамента Таможенного комитета по Алматинской области
На связь с “НП” вышел заместитель начальника ДТК по Алматинской области Александр Малянов. Основной вопрос: действительно ли участникам ТС есть чего опасаться “благодаря” работе отечественных таможенных органов и на самом ли деле пост “Хоргос” - “рай” для контрабандистов? Конечно, от заданного вопроса веет некоторой наивностью. Однако это прямой вопрос, и на него надо ответить. В общем, Александр Малянов...
- Интересно, почему британский журналист так печется о судьбе стран - участниц ТС и обвиняет государственные структуры, что охраняют государственные границы, в некомпетентности? Я могу заявить прямо: цифры и информация, которые приводит этот журналист, не соответствуют действительности. Мы провели свои расчеты за 2007 год (информация в статье, кстати, приведена по состоянию на этот, давно минувший год), и у нас получились иные цифры. И мы можем это доказать.
- То есть все заявления несколько не соответствуют действительности? Даже те, что пост собирает огромные очереди большегрузов?
- Судите сами. В материале указано, мол, 150 грузовиков стоят в ожидании контроля в течение нескольких месяцев. Я же могу сказать, что 150 грузовиков (мои слова подтверждены материалами) - это ежедневная норма для поста “Хоргос”. Ну хорошо, возьмем усредненно - примерно 100-120 автомобилей в день. При этом “Хоргос” работает в 8-часовом режиме. Следовательно, на каждый грузовик приходится примерно 5 минут. Если это кому-то кажется слишком долгим, то тогда, наверное, необходимо просто взять и открыть шлагбаум и пропускать не глядя... Конечно же, этого делать нельзя.
В то же время я признаю, что тот поток, который есть на сегодняшний день, все же не исключает появления некоторых очередей. Но мы работаем над этим. В частности, мы выходили с предложением к китайской стороне о переводе работы некоторых таможенных постов на круглосуточный режим. Однако они ответили, мол, на сегодняшний день острой необходимости в этом нет, поскольку поток не столь велик. И все же с первого апреля мы решили перейти на 12-часовой рабочий день без обеда и выходных, чтобы полностью решить вопрос с очередями. Решено опробовать этот режим в течение 3 месяцев. Далее будем решать по ситуации - оставлять его или нет.
- Ну а что же насчет контрабанды через таможенной пост “Хоргос”? Ведь именно по этому поводу в последнее время возникают претензии...
- Заявления о том, что “Хоргос” станет “раем” для контрабандистов, на мой взгляд, абсолютно беспочвенны. Напомним, что на этом посту таможенная очистка товаров практически не производится. Это основная мера борьбы с коррупцией и контрабандой, которую мы ввели. Фактически пункт пропуска работает только на транзитное перемещение. То есть выпуск грузов и окончательное оформление на границе не производятся. Только в редких исключениях - когда оформляются так называемые “самоходы” (когда транспортные средства, идущие своим ходом, сами являются товаром). В остальных же случаях оформляется транзитная декларация, и до пункта назначения (терминал, например, или другая страна) большегрузы идут под таможенным обеспечением. Контейнеры пломбируются электронными пломбами, вся информация с которых поступает непосредственно в Астану.
Кроме того, на “Хоргосе” работает система СКДТ - автоматизированная система доставки товаров. Через нее все грузы и проходят. Взвешивание проходит в автоматическом режиме, в нем же производятся измерение габаритов и рентгеновское сканирование. Все эти операции контролируются дистанционно со стороны Комитета таможенного контроля (КТК), и данные поступают в Центр оперативного управления (ЦОУ) в Астане. Даже видеокамеры, которые находятся на посту и непосредственно в операторской, контролируются удаленно из Астаны. Там “видят” каждый автомобиль, который зашел на территорию Казахстана через пост “Хоргос”, и каждое действие персонала. О какой контрабанде можно говорить, когда сама процедура таможенного оформления производится через комитет? Я считаю, минимизация человеческого фактора, использование автоматизированной системы и тотальный видеоконтроль - все это достаточно эффективно борется с контрабандой.
- Как Вы относитесь к тому, что “Хоргос”, по заявлению некоторых экспертов, может стать слабым звеном Таможенного союза?
- А если поставить вопрос по-иному: кто, интересно, принял такое решение, что “Хоргос” станет основными воротами в ТС? То есть что же должно измениться с заветной даты - 1 июля? Вот, например, мы уже работаем по Единому таможенному кодексу в течение 8 месяцев. И что? Разве мы наблюдаем какую-то картину по переизбытку транзита в Российскую Федерацию? Я не вижу этого. За истекшие 2 месяца этого года “Хоргос” пересекли всего 30 грузовиков, которые направлялись транзитом в Россию...
- И все же нам стало известно, что на территории “Хоргоса” сегодня проводится тотальная проверка.
- Да. Но это регулярное явление. Это нормальная ситуация, год, по обыкновению, начинается с проверок. Как правило, это областная и районная прокуратуры. Вообще, в течение года у нас проверки осуществляются примерно 10 раз. То есть только одна заканчивается, как тут же начинается другая.
От редакции. Как бы там ни было, проверка таможенного поста “Хоргос” продолжается в штатном режиме. Известно, что кроме прокуратуры пост проверяет также и финансовая полиция. Официальных результатов пока нет, однако “НП” следит за развитием ситуации.
В то же время хотелось бы вспомнить недавнюю поездку в составе журналистского десанта на таможенный пост “Хоргос”. Можем смело подтвердить, что электронная система контроля, о которой говорят специалисты, действительно работает в заявленном режиме - каждый шаг специалиста-таможенника и каждая машина (груз, соответственно, тоже) фиксируются, и данные поступают в режиме реального времени на пульт ЦОУ КТК. Это позволяет говорить о реально работающей программе по снижению возможных коррупционных вариантов. Введена система недавно, в основном благодаря стараниям руководства ДТК по Алматинской области. |