Алан Байтенов
Дорожная полиция не устает привлекать к себе внимание. Интернет-сообщество будоражит новая тема - очередные выдержки из ПДД. Неустанные пользователи Сети сутками выискивают интересные нестыковки законодательства и здравого смысла. Конечно, не всегда эти случаи на все сто процентов соответствуют действительности, однако кое-что происходит на самом деле
Первый пункт этой недели - сотрудник МВД имеет право остановить водителя обыкновенным жестом руки. Так ли это? За разъяснениями мы обратились в УДП по городу Алматы: “Вообще, водитель транспортного средства обязан остановиться по требованию сотрудников внутренних дел, поданному в соответствии с пунктом 5.3 ПДД. Также там указано, что требование по остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жеста руки, направленного на транспортное средство. Сотрудник, остановивший транспортное средство, обязан незамедлительно подойти к транспортному средству. Кстати, здесь не говорится конкретно о сотруднике дорожной полиции, здесь говорится вообще о сотруднике органов внутренних дел”.
В принципе понятно, с чем связана такая “вольность”. Как известно, согласно внутриведомственному приказу полицейский, будь он на службе или нет, обязан пресечь видимое нарушение закона. То есть, по мнению разработчиков ПДД, включение языка жестов в этот пункт также может помочь в предотвращении нарушения законности. Хотя вообще использование рук в последнее время все больше входит в “рацион” дорожных полицейских. Взять, например, регулировщиков - на наших дорогах сейчас уже и не встретишь, наверное, виртуозов, работающих с жезлом по настоящему завораживающе...
Следующее - инспектор после остановки транспортного средства вовсе не обязан показывать водителю ни карту маршрута, ни собственные документы. Из этого утверждения правдой оказалась только первая половина. “Карта патрулирования - это наш внутриведомственный документ, и он не всегда находится у самого сотрудника. Это маршрут патрулирования, он закрепляется в штабе, утверждается начальством. Что же будет, если каждому водителю предъявлять этот служебный документ? Не исключено, что среди водителей может оказаться тот (потенциальный преступник), которому просто необходимо знать, в каком месте и в какое время окажется патрульный экипаж”, - комментируют в УДП. Продолжая мысль, отмечают - мол, гражданин может обратиться с просьбой предоставить ему эту карту в письменном порядке с полным указанием своих данных: “Просто у нас, у наших граждан, такая позиция - все хотят получить официальный документ анонимно. Но у нас есть инструкции”. Вообще на анонимность представители УДП сетовали всегда - заявление о нарушении, например, поданное в таком формате, не позволяет провести полноценное расследование и наказать виновного. В ходе расследования необходима полная информация о заявителе.
Что же касается предоставления документов, то здесь сотрудники УДП были категоричны - обязан предъявить и точка: “Каждый сотрудник обязан предъявить служебное удостоверение. Согласитесь, что даже наличие жетона ни о чем не говорит - там не указаны данные сотрудника”. |