Ботагоз Омар
Депутаты мажилиса в очередной раз дали низкую оценку поступаемым от правительства законопроектам, оценив их коэффициент полезного действия на уровне 10 процентов. По их мнению, свежие поправки, касающиеся концессионных проектов, только ухудшают ситуацию вокруг создаваемого в стране инвестиционного климата
О том, что стране нужны изменения, которые помогут активизировать реализацию концессионных проектов, говорится давно. Еще в прошлом году в своем Послании глава государства указывал на необходимость внесения изменений в законодательство о концессиях. Вчера вице-министр экономического развития и торговли Марат Кусаинов вынес на суд народных избранников законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам проектного финансирования”.
Он пояснил, что при этой модели средства для реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства будут привлекаться под будущие финансовые потоки. “При проектном финансировании в мировой практике привлекается до 90 процентов от стоимости проекта”, - добавил Кусаинов.
Причем если в традиционной системе кредитования требуется залог, то в этой схеме основным источником обеспечения для привлечения средств являются так называемые выделенные активы. То есть еще на начальной стадии оговаривается, какой процент от будущих поступлений от реализации проекта будут получать участники проекта.
Для реализации каждого проекта создается специальная финансовая компания. Причем, основываясь на горьком опыте прошлого, когда концессионные проекты замораживались по причине отсутствия средств у исполнителей проекта, теперь на законодательном уровне будет вводиться новшество, согласно которому исполнители могут меняться, а СФК будет действовать постоянно.
Но депутаты, подчеркивая, что они изучили поступивший законопроект “вдоль и поперек”, подвергли резкой критике детище Кабмина. Мажилисмен Иван Чиркалин удивился, что правительство не внесло отдельный закон “о проектном финансировании”, решив ограничиться внесением изменений в “мертвый” Закон “О секьюритизации”.
Как пояснил Марат Кусаинов, изначально так и предполагалось, и такой отдельный закон был разработан. “Но уже в ходе обсуждения с Министерством юстиции, со всеми нашими юристами в Администрации президента, канцелярии премьер-министра было принято решение не разрабатывать отдельный закон”, - добавил он, получив в ответ дополнительные критические ремарки.
“Концептуально надо было действительно пахать, чтоб разработать закон о проектном финансировании. Все пошли по пути наименьшего сопротивления, давайте это признаем”, - возмутился Иван Чиркалин.
По его мнению, новые поправки только ухудшают нынешнюю ситуацию с реализацией государственно-частных проектов. Потому что в законе нет механизмов минимизации рисков инвесторов, ни четких правил игры, которые должны быть прописаны не в постановлениях правительства, а в отдельном законе. Депутат убежден, что деятельность нынешних концессионных проектов более прозрачная, чем предполагается в новых законодательных инициативах.
“Правительство вносит законопроекты каждый день, только КПД на уровне 10 процентов, меньше паровоза”, - заключил депутат.
Тем не менее законопроект приняли в работу, заверив членов рабочей группы, что все их предложения будут учтены
Астана |