|
Ирина Ковалева из Павлодара
В конце февраля вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе”. В чем гуманизм? В снижении “репрессивного” судопроизводства. Если попросту - на нары отправлять будут не всех. Часть уголовных преступлений, небольшой и средней тяжести, за которые раньше грозил реальный срок за решеткой, теперь перешла в разряд административных. То есть декриминализована
Специалисты, например, адвокаты, в декриминализации видят больше плюсов, чем минусов. Ожидали, конечно, большего. В частности, что по многим статьям Уголовного кодекса, возможно, будет примирение ответчика и истца. По самоуправству, например. Ну, повздорили люди, потом помирились, а в тюрьму-то зачем? Или по 103-й - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В основном такие дела по “пьянке” делаются. И выводы из судебной практики говорят о том, что многие потерпевшие сами провоцировали обвиняемых на неправомерные действия.
Далее, статья о пытках поменяла свой порядковый номер - теперь она 141-1. Но от перестановки мест суть не поменялась - как не применяется, так, наверное, и не будет. Ее соседи, статьи 149 и 150 - “Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий” и “Воспрепятствование деятельности общественных объединений” - вовсе покинули Уголовный кодекс.
И других новшеств немало. Например, “совершение преступления сотрудником правоохранительного органа, судьей с использованием своего служебного положения” сейчас признано отягчающим обстоятельством. Наделяется новыми полномочиями суд. Вынося “условное” наказание, служитель Фемиды может дополнительно поставить осужденного на путь исправления еще и таким методом: помимо запрета на смену места жительства и работы может обязать лечиться - от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания или ВИЧ/СПИДа. А также помогать родным - материально. Положительно отзываются адвокаты и о других изменениях, призванных защищать права и свободы граждан.
“Например, в новой редакции анонимное заявление не рассматривается, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. А ведь раньше по анонимкам людей в тюрьмы отправляли, - комментирует павлодарский адвокат Светлана Ковлягина. - Или нововведение по делам, где физически нет потерпевших. Как в случае, когда в накладе осталось государство. Если нанесенный ущерб небольшой или средней тяжести, можно загладить вину и освободиться от уголовной ответственности. Так что предприниматель-должник, заплативший налоги и возместивший убыток государству, за решетку уже не сядет и может спать спокойно. Есть одно “но”. Все эти щадящие изменения не касаются коррупционеров”.
Прописаны в новой редакции закона и понятия сроков давности за различные преступления. По деяниям небольшой тяжести - 10 лет, по особо тяжким - 25 лет. Но только если обвиняемый не в бегах. Тут сроки не действуют, когда поймали - с того времени и отсчет.
Есть изменения и в статье, предусматривающей наказание за незаконный оборот наркотиков, - 259-й. Раньше нарушение в части первой “Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в крупном размере” наказывалось, например, штрафом до 10 МРП, общественными работами до 240 часов или исправительными до двух лет. На крайний случай - лишение свободы до трех лет. Сейчас эта часть статьи декриминализована. То есть ничего уголовного не будет.
|
Реформа Уголовного кодекса позволяет отойти от карательной политики. На нарах станет просторнее... |
“Если заглянуть в Уголовный кодекс, - объясняет Светлана Ковлягина, - то статья гласит: “Незаконное приобретение, перевозка, хранение без цели сбыта”. Так вот, практически по всем делам, которые дошли до суда, первые два пункта остаются недоказанными. Как звучит практически любое обвинение: “В неустановленное время в неустановленном месте у неустановленного лица приобрел, перевез на неустановленной в ходе следствия машине наркотическое средство и хранил у себя для личных целей”. На сегодняшний день из материалов дел - имеется факт изъятия и все. Только хранение, но нет приобретения и перевозки. Докажите, что приобрел! Нет? Тогда нет и состава статьи. Давно известно, что наркоманы - это больные люди. У них при себе всегда доза будет - лови и закрывай. А ведь их не сажать в тюрьмы, их лечить надо. Впрочем, почти во всех случаях, если брать в общем, именно незаконный оборот по таким делам не доказан. А сроки-то очень серьезные. По третьей части 259-й - это же от 10 до 15 лет лишения свободы, а по 4-й части - до пожизненного заключения”.
По мнению адвокатов, это была “самая удобная статья”, чтобы посадить кого-нибудь. Карманы-то есть у всех, а что окажется в них после досмотра - неизвестно.
С другой стороны, реформа позволяет отойти от карательной политики. Так называемого “тюремного населения” меньше не становится. И, пройдя по этапу, на путь исправления становятся не многие. Тут отдельное спасибо законодателям высказали за административную преюдицию. Вроде как предупреждение за деяния, не представляющие большой общественной опасности. Человека не вырывают из привычной обстановки, дают одуматься и на первый раз к уголовному наказанию не привлекают, только к административному. Если голова на плечах есть, то такой встряски бывает достаточно, второй раз он уже преступления не совершит. А если будет рецидив в течение года, тогда уже пенять не на кого. Кстати, несовершеннолетним, впервые преступившим закон или совершившим преступление небольшой тяжести, лишение свободы теперь не назначается. Да и вообще - по многим статьям сроки снижены. Действие новых правил уже оценили заключенные. По незнанию многие посчитали эту акцию амнистией. Адвокатов, судей и прессу засыпали вопросами родственники тех, кто сейчас находится в местах не столь отдаленных, например: “Мой братишка попался случайно по статье такой-то. Амнистируют ли его?”. На самом деле гуманизация нового закона коснулась далеко не всех. Специалисты дают ответ: в основном освобождение ждет осужденных за преступления средней тяжести - по наркостатье или за кражу.
“Даже если какая-то часть бывших заключенных выйдет на свободу - это уже хорошо, - продолжает тему Светлана Ковлягина. - Ведь что получается: люди в тюрьме сидят. Государство, то есть мы с вами, на свои деньги их содержит. Это нужно три раза в день их кормить, лечить, если заболели, белье постельное им дать, одежду. А работой они сейчас почти не обеспечены. Так вот, сейчас этим должен заниматься Комитет уголовно-исполнительной системы. Путь исправления должен быть видимым и ощутимым. Ну провинился человек, скажем, по нетяжким преступлениям. Зачем его сразу в тюрьму сажать? Пусть остается на воле, работает на исправительных работах, пусть пользу обществу приносит”.
Станут ли все оступившиеся поголовно приносить пользу стране - покажет время. Впрочем, изменения коснулись не только Уголовного кодекса. Административный, соответственно, пополнился некоторыми статьями. Теперь накажут, правда, не больно, за регистрацию незаконных сделок по природопользованию или за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. За содеянное - штраф или арест, чтоб нарушитель и вину искупил, и не озлобился. Сюда же переехала та самая часть первая 259-й статьи - за наркотики, что не для продажи, а только для себя. Теперь она - 320-я, часть 1-1. Наказание, как и обещано, гуманное. Ждет наркомана, то есть физическое лицо, по вступившему в силу новому закону, штраф до трехсот тысяч тенге или арест до полутора месяцев. |