Юлиана Жихорь
В ближайшее время в Казахстане появятся частные детские сады, построенные по госзаказу, - в нынешнем году стартует проект по передаче дошкольного образования в концессию
Призыв властей “плодиться и размножаться”, озвученный в 90-е годы, вышел казахстанцам боком - детей в стране появилось гораздо больше, чем садиков для них. Проект “вернем здания детям”, запущенный в прошлом году, ощутимого результата не дал, а строить дефицитные детсады за счет бюджета не получается по причине отсутствия финансов.
Несколько лет назад правительство нашло выход из положения - предложило бизнесу занять эту нишу. Тогда в новостройках начали активно выкупаться первые этажи под садики, дворы перегораживаться заборами новых частных дошкольных заведений. Появились многочисленные “сады на дому”. Но и этого явно не хватало.
К тому же частные учреждения порой заламывали весьма недетские цены за свои услуги. Стоимость месячного содержания ребенка в частом детском садике в Астане порой зашкаливала за 70 тысяч (еще в додевальвационные времена). Средняя же стоимость содержания в частном саду варьировалась от 258 до 45 тысяч тенге.
Второй проблемой, с которой столкнулись инициаторы распространения частных детских садов - отсутствие обязательной единой программы воспитания и обучения детей.
В частных садах порой воспитание ограничивается лишь текущим содержанием и присмотром за малышами. Особенно это практикуется в недорогих “домашних” садиках, из которых дети подходят к школе в лучшем случае слабо подготовленными.
Пару лет тому назад поступило новое предложение от властей - подключить к теме дошкольного воспитания механизмы государственно-частного партнерства. Но как отдать детей в концессию, понять не могли долго.
В нынешнем году в Карагандинской области планируется запуск пилотного проекта по строительству комплекса детских садов на концессионной основе. В двух городах области - Караганде и Темиртау - будут построены садики общей мощностью 4760 мест. Сумма инвестиций за два года строительства превысит 10 миллиардов долларов. Причем весь объем затрат по строительству полностью ляжет на концессионера (то есть частного инвестора). Государство же обязуется компенсировать эти затраты в течение восьми лет после окончания строительства и передачи объектов в государственную собственность. И предоставит частнику возможность получения доходов по проекту на протяжении 20 лет (срок действия концессионного договора).
Доходы же концессионера (помимо, разумеется, компенсации затрат) будут составлять родительские взносы за содержание детей.
Это наиболее острый вопрос. Поскольку, как показывает практика, частник в первую очередь стремится повышать не качество услуги, а цену за нее. Однако, как обещают в Центре ГЧП, на сей раз резкого и необоснованного взлета цен не будет. Причина - все тот же договор концессии, где будет прописан тариф за содержание детей на все 20 лет действия договора.
“Родительские взносы, к сожалению, все-таки будут повышены. Однако это будет происходить постепенно. И сумма повышения не составит выше 3500 тенге в месяц”, - сообщил “НП” глава Карагандинского регионального центра ГЧП Виссарион Ким, пояснив, что “если сейчас родители ежемесячно платят 7 тысяч тенге в месяц, то со временем оплата достигнет 12500 тенге”.
В случае же, если концессионер хочет увеличить свою прибыль, то он может оказывать дополнительные платные услуги (например, организовать кружок детского творчества).
Но что самое главное в концессионном содержании детей - вся деятельность по воспитанию и обучению детей будет проводиться под государственным контролем и по государственным же программам. Концессионер будет отвечать лишь за содержание и “техническое наполнение” зданий и территории детских садов. Интересно, что по истечении срока договора концессии инвестор должен сдать государству объект в отличном состоянии - провести капитальный ремонт.
Астана |