|
Алла Иванилова
Стабилизация цен на продукты питания - вопрос государственной важности. Чиновники в очередной раз объявили войну высоким ценам и надеются в ближайшее время ее выиграть
Сегодня самая популярная тема среди населения - рост цен. Об этом говорят в магазинах, на базарах, в автобусах. Между тем цены растут не по дням, а по часам. В Алматинской области стоимость хлебобулочных изделий выросла на 25 процентов. Булка хлеба вместо привычных 45 тенге стоит 60. В Шымкенте продавцы и вовсе не ставят ценники, боясь испугать покупателей. А пугать есть чем: килограмм гречки стоит 370 тенге, муки - 210, сахара - 215. В Кызылорде региональным властям пока удается сдерживать рост цен на хлеб, овощи и фрукты. Однако и они не могут совладать с гречкой. Ее стоимость побила все рекорды и зашкаливает за 500 тенге. Более того, этот продукт стал дефицитным на базарах. Чиновники расписываются в своем бессилии и успокаивают население тем, что гречихи нет либо она стала “золотой” даже в тех регионах, где произрастает.
На продуктовом рынке сложилась непредсказуемая ситуация. Невозможно угадать, какой продукт и как завтра изменится в цене. И это при том, что правительство получило право регулировать цены на социально значимые продовольственные товары. В список этих товаров входят говядина, баранина, куры, мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, питьевое молоко, куриное яйцо, сахар-песок, поваренная соль, черный чай, пшеничная мука, ржаной и пшеничный хлеб, рис, пшено, гречневая крупа, картофель, капуста, морковь, лук и яблоки. За превышение максимальных цен, установленных властями, магазины будут подвергаться штрафам в размере ста месячных расчетных показателей (151,2 тысячи тенге). В случае повторного в течение года нарушения штраф увеличивается в четыре раза.
Правда, правительство еще не установило пороговые цены на социально значимые продтовары, но обещает это сделать до 1 марта. Агентство по защите конкуренции сработало оперативнее и уже возбудило ряд административных дел в отношении нескольких супермаркетов по фактам недобросовестной конкуренции.
Есть и еще одна заслуга правительства, которой так гордится премьер-министр, - сдерживание роста цен на хлеб (правда, не во всех регионах). Чтобы подчеркнуть, какая большая работа была проделана, Карим Масимов спросил во вторник на заседании правительства, посвященном итогам 2010 года, у главы нацхолдинга “КазАгро” Аcылжана Мамытбекова, насколько могли бы вырасти цены на хлебобулочные изделия первого сорта, если бы государство не приняло необходимые меры. “Цена бы выросла минимум в два раза”, - ответил Мамытбеков.
О небывало высокой инфляции заявил председатель Национального банка Григорий Марченко: “В январе этого года инфляция сложилась на уровне 1,7 процента, столь высокая инфляция в аналогичном периоде не наблюдалась на протяжении последних десяти лет. При этом основной прирост показали цены на продовольственные товары - 3 процента”. По его мнению, в настоящее время задача по обеспечению стабильности цен весьма актуальна, так как имеется ряд факторов, способствующих сохранению инфляционного фона в экономике Казахстана. Среди главных причин “усиления инфляционного давления” Марченко выделил несбалансированность спроса и предложения в экономике.
По словам министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой, тенденция роста мировых цен на продукты питания сохраняется. “Так, по данным Всемирного банка, в настоящее время индекс цен на продукты питания в мире вырос на 29 процентов по сравнению с предыдущим годом, что на 3 процента ниже самого высокого уровня, наблюдавшегося в июне 2008 года”, - подчеркнула министр.
Минэкономразвития совместно с Министерством сельского хозяйства и Агентством по защите конкуренции уже разработало ряд предложений, которые будут в течение этой недели представлены вниманию правительства. “Важно не только регулирование цен. Цены - это конечная ступень. Нужно принять ряд комплексных мер, во-первых, для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность и уменьшить импортозависимость, во-вторых, чтобы регулировать цены. Нужно проследить всю цепочку ценообразования на продовольствие с момента его производства”, - заметила Айтжанова. Этим сейчас и занимается министерство, изучая взаимосвязь между субсидированием производства сельскохозяйственной продукции и ценами на нее.
Премьер-министр страны в очередной раз поручил Агентству по защите конкуренции “зорко следить” за ценами на продукты питания, стройматериалы и лекарства. “Цены - ключевой вопрос, поскольку сейчас очень много соблазнов воспользоваться ростом экономики и, ссылаясь на внешние факторы, хотя они тоже имеют место быть, получить сверхприбыль”, - отметил глава правительства.
Он посоветовал не изобретать велосипед, а использовать опыт по ценообразованию на горюче-смазочные материалы: “Та практика, которая наработана, дает свои результаты, ее нужно продолжить”.
Однако глава Нацбанка призывает не паниковать и считает, что у Казахстана “большой запас прочности” при текущих мировых ценах на нефть. “Даже если эти цены упадут до уровня американской западно-техасской нефти, то есть до 85-86 долларов за баррель, - для нас и этот уровень является более чем комфортным”, - констатировал Марченко. Что касается зерна, то, по мнению главы Нацбанка, “комфортный уровень” для нас - 220-240 долларов за тонну при сегодняшней цене 300 долларов и более за тонну.
В свое время председатель Национального банка успокаивал народ и уверял, что девальвации тенге не будет. Но доллар подорожал, и многие от этого пострадали... К тому же прогнозы экспертов неутешительны. Всемирный банк заявил, что мировые цены на продукты питания находятся на рекордно высоком уровне, достигнув “опасных показателей” и обратив миллионы граждан в нищету. А засуха в Китае, крупнейшей стране по выращиванию пшеницы, может привести к существенному сокращению урожая злаковых культур, способствуя увеличению страной импорта и, как следствие, сокращению их мировых запасов. Поэтому не исключено, что список “голодающих” стран в ближайшее время пополнится.
Астана |