|
Новая волна
В каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. В остальной, свободной от иронии, части, острый и прозорливый ум способен раскопать рациональное зерно и публично поделиться находкой.
Нечто подобное произошло совсем недавно в первом эшелоне казахстанской власти, когда высказывания премьер-министра и его прямого подчиненного - министра туризма и спорта, оказались созвучны шутке, прозвучавшей в ходе отборочных игр КВН на Первом канале.
Речь о высказывании, что всколыхнувшие арабский мир волнения оказались на руку Черноморскому побережью. Якобы маятник туристических предпочтений туристического мира теперь непременно должен качнуться в сторону известных курортов Краснодарского края
И вот на этой неделе уже Карим Масимов высказывается в пользу того, что в этот чрезвычайно напряженный для ряда арабских стран политический момент Казахстан может занять место популярных курортов Северной Африки. Говорил он это на заседании коллегии профильного министерства - туризма и спорта.
По мнению премьер-министра Казахстана, маршруты туристических потоков в контексте трагических событий неизбежно изменятся.
“Нужно с учетом существующих процессов внимательно посмотреть как с точки зрения въездного, так и с точки зрения выездного туризма, нужно эти вопросы хорошо отрегулировать с тем, чтобы, во-первых, наши граждане не пострадали, а во-вторых, чтобы мы могли привлечь больше туристов на территорию Казахстана”, - сказал премьер.
Возможно, Карим Кажимканович добавил в свою речь иронии. Но и глава Минтуризма Темирхан Досмухамбетов, вероятно, использует здоровое чувство юмора, когда рассуждает о том, что “прошлогоднее ЧП в Киргизии показало, насколько популярны стали Балхаш, Капшагай, Алаколь и Кольсай”. То есть что ни революция или какая другая свара по соседству, для иных казахстанских чиновников это отличный повод хотя бы помечтать.
Но ведь не должна целая отрасль экономики, к коей в данном случае относится сфера въездного туризма, проявлять себя только на неблагоприятном фоне соседей.
Для того чтобы Казахстан действительно стал интересен иностранному туристу (да и справедливости ради следует сказать - соотечественнику тоже), необходимо очень и очень постараться и решить огромный комплекс задач.
На что ловят туриста в Греции, Египте, европейских и юго-восточных странах? Многие из этих стран были колыбелью цивилизаций. Из поколения в поколение они оставляли миру литературные памятники, живопись, скульптуру, архитектуру, другие виды искусства. Чаще всего турист отправляется в эти страны, чтобы не только провести время на пляже или в отеле. Он едет, чтобы прикоснуться к легенде: по этим улицам прогуливался Бальзак. Там мелькнула тень Ясона. Здесь потревожили мумию. А тут мог собирать себя из обломков Терминатор. Даже известные тюрьмы и какие-нибудь каменоломни становятся местами притяжений для туристов. Главное правильно использовать литературное и историческое наследие.
С широко разрекламированными легендами в Казахстане не так уж густо. Над этим еще работать и работать. Под лежащий камень турист не течет. Но уже сейчас есть, по меньшей мере, два совершенно уникальных эксклюзивных места, которые можно успешно использовать. Это космодром Байконур, место, откуда человечество впервые шагнуло в космос. И, например, ядерный полигон, откуда некогда великая держава СССР грозила своему потенциальному неприятелю и антагонисту. Обе территории могли бы стать местами притяжения туристического интереса. Но для этого необходима планомерная программная работа. Нужны не только легенды и продуманные маршруты и программы посещений. Нужны приключения, о которых потенциальный турист прежде прочтет в книгах или увидит в интересном захватывающем кино. Вот, по-видимому, о чем должны думать в Минтуризма. А не разглядывать карту в поисках потенциальных мест политической нестабильности.
Конечно, есть и совершенно другой - чисто пляжный туризм. И он должен быть. Но для того, чтобы турист поменял Средиземное море на берега Капшагая, Борового или Балхаша, это какой же бонус ему нужно предоставить? Наверное, уже сейчас в указанных местах должно быть развернуто строительство целой сети курортов мирового уровня со всем вытекающим уровнем сервиса, но при этом за исключительно привлекательную цену. А иначе ради чего ехать?
“Нам пора осваивать свои регионы. У нас прекрасные места”, - отмечает Досмухамбетов. По его мнению, прежде всего для развития туризма следует подготовить соответствующую инфраструктуру. А проблему решит особый налоговый режим для инвесторов. Да и после зимних Азиатских игр “спрос на наши зимние базы очень высокий. Это о чем говорит? У нас есть потенциал, а мы недорабатываем. Над этой задачей надо будет серьезно работать”.
Чем измерялся этот высокий спрос, министр не указывает. Но нам, например, известно, что статистика, которая знает все, почему-то не может отделить одних гостей, посещающих Казахстан с целью отдыха и путешествий, от прибывающих в страну с деловыми целями. А ведь всех этих зарубежных специалистов, участников семинаров, симпозиумов, форумов, саммитов, просто трудовых мигрантов многократно больше, чем туристов. В прошлом году нам говорили о пяти миллионах туристов. Но эта цифра, по изложенным выше причинам, просто не вызывает доверия. Она точно так же, как прогноз погоды для Астаны на центральных медиаканалах, - некорректна. По прогнозам в столице никогда не бывает ниже 18 градусов мороза. Чуть ниже - 22-25 - это уже из ряда вон! Вместе с тем в начале этой недели уже постфактум узнаем, что в столичных школах занятия первой смены отменили из-за морозов 35 градусов и ниже, а телевизионный прогноз по-прежнему не вызывает беспокойства: ну такая на редкость мягкая зима для северных широт и степных просторов!
Есть подозрение, что эти манипуляции со статистикой делаются намеренно - в погоне заполучить красивые отчеты о деятельности. На самом же деле многие туристические агентства чуть ли не в лицо знают каждого посетившего страну иностранца-туриста - настолько их количество не соответствует тому “неисчислимому” потоку, который демонстрирует на бумаге Минтуризма.
Все это, скорее всего, потому, что, как ни парадоксально, но и прогноз погоды, и статистика въездного туризма неожиданно затесались в сферу политики. Когда в стране готовились к Азиаде, тоже, видимо, стремились продемонстрировать Казахстан как можно большему числу гостей. Действительно - отличный повод представить страну и ее красоты, отработать на перспективу, да еще и заработать на обслуживании гостей. А потом вдруг появляется информация о негласном указании, якобы поступившем в адрес туристических агентств, занимающихся в том числе въездным туризмом, чтобы там нашли поводы отказать как можно большему числу болельщиков, собиравшихся приехать поддержать соперников Казахстана на этих играх. Победа в любом виде - личном, командном - для Казахстана была важнее потока потенциальных туристов. Теперь вот на руку оказываются революционные потрясения в Северной Африке. Это, конечно, ирония. Но, по крайней мере, теперь известно, что оба чиновника смотрят КВН. |