|
Ирина Ковалева
Верховный суд отказал родственникам убитого павлодарского фотохудожника Едыге Ниязова в пересмотре уголовного дела. В высшую судебную инстанцию потерпевшие обратились в надежде отправить дело о расправе над известным мастером светописи на новое расследование
Талантливый фотограф трагически погиб 29 ноября 2009 года. Тело 69-летнего мужчины обнаружили в его доме ученики. Через пару недель подозреваемых задержали. Двое молодых павлодарцев были признаны виновными в расправе над пожилым человеком. По официальным данным, безработные ребята были знакомы с мэтром, однако к богемной среде отношения не имели. Расправившись с хозяином дома, они скрылись с места преступления, выбросив окровавленную одежду и нож в реку Иртыш. Из дома пропали 2 тысячи тенге, 4 юбилейные монеты, старая техника. По версии следствия, убийство произошло на бытовой почве.
Между тем слушания по этому резонансному делу прошли без участия прессы. В специализированном межрайонном суде по уголовным делам по павлодарской области сообщили: некоторые сведения по делу разглашению не подлежат. Несовершеннолетние свидетели, ученики фотохудожника, допрашивались без посторонних. А по ходатайству потерпевшей стороны частные подробности личной жизни погибшего рассматривались в закрытом режиме.
Один из обвиняемых в убийстве и краже окончательно приговорен к 15 годам заключения в колонии строгого режима. Его подельник также признан виновным - в воровстве и недонесении о преступлении. По уголовному делу об убийстве он проходил как свидетель. Ему назначено 3 года лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор осужденные обжаловали в апелляционном порядке. Вердикт остался без изменения. Теперь, когда прошло уже больше года после гибели Едыге Ниязова, и потерпевшей стороне отказано в надзорном производстве.
“Вывод суда в этой части является правильным и соотносится с протоколом осмотра места происшествия, с отсутствием механических повреждений замка и двери сейфа, - зачитывает постановление Верховного суда Виталий Таушканов, двоюродный брат погибшего Едыге Ниязова. - Наказание назначено соразмерно. Что касается условно-досрочного освобождения - этот факт не может быть предметом рассмотрения”. То есть процесс можно считать завершенным, дело не подлежит пересмотру. Какие могут быть у нас теперь действия? Мы просто разуверились, что можно чего-то добиться.
Известный фотохудожник погиб страшной смертью, говорят родные, на его теле насчитали 67 колото-резаных ножевых ранений, ребра и кисти рук оказались переломаны, раздроблены кости лица и черепа, практически снят скальп. Однако, по версии следствия, это бытовое убийство, результат совместного застолья и драки.
Другого мнения придерживаются родственники. Они утверждают: расправа над пожилым мужчиной была спланирована в целях ограбления и совершена группой лиц с особым цинизмом. И заявляют - результаты судебно-медицинской экспертизы подтвердили - в крови погибшего алкоголя не было. По их мнению, жертву пытали, чтобы выведать, где ключи от сейфа со спрятанными деньгами. На суде один из обвиняемых на вопрос о причине звериной жестокости ответил: “Он долго не умирал”.
“Мы полагаем, что именно второй фигурант дела был наводчиком и инициатором, поскольку был знаком с Ниязовым, - рассказывает Виталий Валентинович. - Этот парень, соучастник преступления, по заключению следствия и по результатам судебных разбирательств был признан виновным только в недонесении и участии в краже. Хотя именно он бывал в доме Едыге, знал, что ключи от сейфов находятся в комоде. Тем более что Ниязов ни от кого особо не скрывал, что на персональной выставке “Прямая фотография” в Санкт-Петербурге он неплохо заработал. В присутствии следователя вскрыли сейф - там было 200 тысяч российских рублей и около 3 тысяч долларов”.
В поисках ключей незваные хмельные гости переворачивали мебель и домашнюю утварь. Хозяин решил их выпроводить. К выходу шел сначала один из подсудимых, потом Ниязов, за его спиной - второй ночной визитер. Отпор пожилой, но еще сильный мужчина дать не смог. У входа в коридоре его и нашли. А на суде обвиняемые заявляли: защищались. Но следов побоев у них не обнаружено.
“После отказа Верховного суда еще один документ вызвал у нас шок, - продолжает Виталий Таушканов. - Пришло уведомление о возможном условно-досрочном освобождении второго соучастника преступления. Спустя год после трагедии нам сообщили, что один из осужденных может оказаться на свободе. Мы уже направили свое возражение. Но это так - отсидев треть срока, то есть всего год, один из этих нелюдей может выйти на волю”.
Между тем остались без ответа и другие вопросы в деле об убийстве Ниязова. Неизвестной остается дальнейшая судьба уникальной музыкальной коллекции Едыге Ришатовича. Да и сохранением творческого наследия мэтра пока не заинтересовалась ни одна государственная структура, сетуют родные Ниязова: “Павлодарский областной художественный музей имеет в своих фондах его работы, есть его фото и в России, в Санкт-Петурбурге. Но значительную часть из того, что было дома, забрала племянница в Алматы. Она решила, что найдет этим работам достойное применение. Что дальше, мы, родственники, пока не определились. Как нам поступить дальше? Специалисты отвечают: подобных прецедентов не было. Но остались ученики, остались поклонники его искреннего искусства. А сам Едыге никогда ничего особо не планировал. Он просто жил и занимался любимым делом”.
Павлодар
Фото Федора Ковалева
Досье“НП”
Едыге Ниязов родился 22 марта 1940 года в Алма-Ате. Окончил исторический факультет Казахского государственного университета. Работал преподавателем истории, руководил фотостудией. В 1990 году создал первую в Советском Союзе фотошколу и был ее директором. Перечисляя регалии мэтра, специалисты отмечают: это фотохудожник мирового уровня.
Едыге Ниязов - летописец рок-группы “Кино”. Он начал фотографировать музыкальную команду из Ленинградского рок-клуба, когда она еще не была известна.
Член Союза фотохудожников России, почетный член французского фотографического общества “Фонтен обскур” (“Темный фонтан”), член Ассоциации дизайнеров Прииртышья.
Награжден серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. Фотоработы находятся в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург) и Музее фотографии (г. Бьевр, Франция), в частных коллекциях. Персональные выставки Ниязова неоднократно проходили в Казахстане, России, Украине, Швеции, Франции. Также работы мэтра экспонировались в показах в США, Финляндии, Японии и Испании.
Похоронен в Павлодаре. |