|
Анна Шелепова
В Алматы в эти дни гастролирует московский цирк Филатовых. Афиши, расклеенные по всему городу, обещают заманчивую перспективу - увидеть “60 экзотических животных”. На самом деле животных значительно меньше и большинство из них - собаки, лошади, пони, что, мягко говоря, с трудом тянет на заявленную экзотику
О том, где остальные звери в то время, когда они должны быть на арене, мы попытались узнать у организаторов гастролей. Прежде обратились в Казгосцирк. Знают ли там, что творится на арене? Директор оказался болен. Юрист цирка прокомментировал “НП” ситуацию так: “Мы на договоре с Росгосцирком и предоставляем им услугу - аренду помещения. Московский цирк сам несет ответственность за свою программу. Мы к этому не имеем никакого отношения”.
По логике, программы всех гастролеров - будь то музыкальный коллектив, театр или цирковое шоу, необходимо проверять, чтобы они проводились в соответствии с заявленным и согласованным планом. Чтобы выяснить, кто контролирует эти гастроли в Алматы, мы позвонили в управление культуры Алматы (при акимате. -
“НП”). Мара Нурмухамедова (отдел организации праздников и фестивалей управления культуры города) отнеслась к нашему вопросу о том, кто проверяет соответствие программы цирка заявленной рекламе, с явным возмущением: “Животные могли быть больны! Они могли болеть в тот день, когда вы лично приходили в цирк”.
- А кто должен контролировать соответствие программы заявленной рекламе?
- Это коммерческая программа, мы не вправе проверять на соответствие коммерческие программы. Мы проверяем только государственные компании, если это в рамках соглашений двух стран, то есть на государственном уровне. Спросите у россиян, кто их проверял!
Мы последовали совету собеседницы. Екатерина - представитель Мосгосцирка, заявила: “Наши звери не прошли карантин (правда, справок нам не предоставили. -
“НП”), а рекламные афиши и билборды мы напечатали примерно за месяц до гастролей в Казахстане и переделывать не стали. Слишком накладно. Вместо 60 животных привезли 41". При этом на вопрос, почему, не дождавшись 10 минут до окончания программы, мы увидели только нескольких леопардов и лошадь, собеседница искренне удивила ответом: “Все остальные как раз появляются на арене в конце шоу (!) - так придумал режиссер”.
Связаться с режиссером нам не удалось. Хотя собеседница обещала связаться с ним и выяснить у него мотивацию постановки шоу.
Также в списке животных, предоставленных “НП” среди экзотических животных, оказалось достаточно много пуделей, лошадей, пони...Экзотику преимущественно представляли попугаи и обезьяны. Екатерина пояснила, что данный цирк (Филатовых. -
“НП”), выступая под брендом Московского цирка, на самом деле не имеет своего помещения, по сути, гастролирует по миру. На вопрос, кто проверял программу на соответствие, Екатерина сказала, что не знает и не может нам предоставить информацию по этому вопросу. Точно может сказать лишь то, что у россиян есть договор с Казгосцирком.
Комментирует Игорь Попов, юрист адвокатской компании “БЭСТ”, член Форума адвокатов. “Если рекламу давал Московский цирк, то, соответственно, он является рекламодателем и должен нести ответственность за ненадлежащую рекламу (административная ответственность).
- Могут ли потребителям вернуть деньги, учитывая, что получили некую услугу, но не совсем ту, мягко говоря?
- Пункт 3 ст. 13 закона гласит: “Если потребитель при заключении договора поставил в известность продавца (исполнителя) о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), он имеет право на получение товара надлежащего качества. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо есть отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки. На основании вышеизложенного потребитель вправе потребовать возвращения денег в полном объеме.
Светлана Романовская, президент Национальной лиги потребителей Казахстана и заместитель главы Координационного совета СНГ по защите прав потребителей также считает, что в данном случае потребителю, как минимум, должны вернуть деньги за билеты. Понятно, что подавать иск в суд решится не каждый, слишком много сил и времени это отнимает. Для этого, по словам собеседницы, в Казахстане есть достаточно много частных компаний, в которые потребитель может обратиться бесплатно со своей проблемой, этой или аналогичной. Собрав все показания, юристы начинают работу по конкретному случаю - это прописано в Законе о защите прав потребителей. |