Алла Иванилова
Через несколько лет каждый казахстанец будет иметь электронную медицинскую карту и сможет записаться на прием к врачу через Интернет. Казахстан совместно с Всемирным банком реализует проект, направленный на внедрение международных стандартов в здравоохранении
Проект состоит из семи основных компонентов, которые охватывают все - начиная от модернизации финансирования и медицинского образования и заканчивая реформой службы крови. В его рамках планируется полностью “преобразить” казахстанскую систему здравоохранения, чтобы она соответствовала всем международным стандартам. Уйти от “совкового режима” с талонами, бумажными карточками и очередями будет достаточно сложно. Но первые шаги уже сделаны.
Вчера в Астане прошел круглый стол, на котором были подведены промежуточные итоги реализации Проекта по институциональной реформе здравоохранения. За 2009-2010 годы было освоено 4 миллиарда 827 миллионов тенге (13,7 процента от общей стоимости). В настоящее время созданы Центр информатизации здравоохранения, Центр аккредитации, Лекарственно-информационный центр, усилен Центр стандартизации и оценки медицинских технологий, а также расширены функции Республиканского центра инновационных технологий в медицинском образовании и науке. Подобных структур раньше в республике не существовало и, по словам директора департамента стратегического развития Министерства здравоохранения Болата Токежанова, их деятельность направлена на улучшение качества здравоохранения.
Кроме того, предусматривается модернизация лабораторной службы и повышение безопасности пищевой продукции. Чтобы ускорить процесс вступления Казахстана в ВТО, внедряются международные санитарные и фитосанитарные нормы.
Еще одно направление проекта - обучение за рубежом медицинских работников и других специалистов, которые работают в отрасли здравоохранения. Всего планируется обучить свыше трех тысяч сотрудников. Координировать эту работу будет Центр менеджмента здравоохранения, который создадут в этом году.
80 процентов финансирования проекта направлено на информатизацию. Как уверен глава департамента стратегического развития Минздрава, это облегчит труд врача: “Чтобы врач меньше тратил на бумажную работу и больше тратил времени на лечебный процесс пациента”. В частности, у каждого больного будет медицинская карта в электронном формате, где будет вся история болезни и карта прививок.
Сейчас во всех областях создаются филиалы информационно-лекарственного центра. “На сегодняшний день рынок выпускает очень много лекарств и население ничего о них не знает. Люди должны знать о побочных эффектах, как применять лекарство и в каких случаях”, - отметил Болат Токежанов.
К реализации проекта по институциональной реформе здравоохранения Минздрав приступил в конце 2008 года. Проект, который является совместной инициативой казахстанского правительства и Всемирного банка в рамках реализации Стратегии партнерства, рассчитан на 5 лет и заканчивается в 2013 году. Финансирование проекта достаточно “солидное”: общий объем средств на пять лет составляет около 296 миллионов долларов. Из них за счет средств займа - 117 миллионов долларов.
В качестве партнеров выступают консультационные компании. Уже подписано 10 контрактов с 8 международными консалтинговыми компаниями и исследовательскими организациями из Канады, Великобритании, Германии, Бельгии, Австралии, Дании, Коста-Рики и Нидерландов. На стадии завершения еще два контракта.
Проект по институциональной реформе здравоохранения гармонизирован с государственной программой “Саламаты Казакстан” на 2011-2015 годы. Чиновники уверены, что их реализация - это залог успеха отечественной медицины. В свою очередь, международные эксперты изучают “обстановку”, чтобы дать конкретные рекомендации. В частности, руководитель компании из Нидерландов, которая занимается реформированием службы крови, отмечает, что в Казахстане очень мало доноров. Наша республика намного отстает от европейских стран по запасам крови на душу населения. По совету зарубежных консультантов в Казахстане будет реализована программа по донорству, в которой примут участие 16 тысяч человек.
Астана |