Юлиана Жихорь
Законодательная АБВГДейка
Вчера мажилисмены превзошли сами себя. А сенаторы превзошли мажилисменов
В последние годы поправки в конституционные законы пролетают парламент за считаные минуты. Политический ажиотаж, вызванный сначала идеей референдума, затем решением Конституционного совета и резюме президента, продолжился и в стенах парламента. Депутаты, еще вчера заверявшие электорат, что выборы не нужны, сегодня с тем же рвением ратуют за решение главы государства и принимают экстренные поправки в законы, позволяющие провести досрочные президентские выборы.
Во вторник мажилис принял в работу поправки в законы “О выборах” и “О президенте”, в среду парламент изменил Конституцию, в четверг уже одобренные парламентом изменения в конституционные законы отправились на подпись президенту.
И при этом депутаты мажилиса заявили, что они успели провести несколько рабочих групп по законопроектам. Во всяком случае, заседание головного комитета точно состоялось. И там у депутатов возникла пара вопросов к заместителю руководителя Администрации президента Талгату Донакову.
Например, Загипу Балиеву, как члена Комитета мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе, интересовало, зачем убирать в Законе “О президенте” пункт о том, что “пятилетний срок полномочий применяется к лицу, которое будет избрано президентом республики по итогам президентских выборов, проведенных в связи с истечением семилетнего срока полномочий президента республики, избранного на выборах 4 декабря 2005 года”. Донаков заявил: “Эта норма носит исторический характер, такой же характер, как присутствующая в Конституции норма о вице-президенте. Это не работающая норма”. А потому в законе она и не нужна.
“Люди, которые внимательно прочитают этот закон, могут усмотреть внутренние противоречия, - заявил он. - Нам желательно их избегать... Во избежание путаницы и внутренних противоречий часть 2 пункта 1 статьи 4, в которой говорится о 7-летнем сроке правления президента, желательно было бы исключить”.
Балиева, как в прошлом глава ЦИКа и министр юстиции, возразила, норма о 7-летнем сроке есть в статье 94 Конституции. “Убирая (из Закона “О президенте. -
“НП”), мы как раз натыкаемся на это противоречие. Конституция - закон прямого действия. И эта норма как раз говорит о том, что следующий срок истекает после 7-летнего срока избранного президента 4 декабря 2005 года. Либо для чистоты нужно было бы убирать из Конституции”.
Донаков не удержался, заявив, что “парламент принял соответствующее решение по дополнению Конституции, в котором допустил возможность внеочередных выборов. Так как же тогда соотносить вновь принятую норму Конституции со статьей 94?”
Но во время пленарного заседания у депутатов подобных вопросов уже не возникало. Попытались было выступать с хвалебными речами в адрес себя, президента и демократии, но депутат
Валерий Котович предложил свернуть прения: “Вчера мы на совместном заседании палат парламента единогласно сказали по данному вопросу “А”. Сегодня, я считаю, мы скажем “Б”. Я убежден, что в выступлениях альтернативных предложений не поступит”.
В общем, приняли одну поправку в Конституцию, не подумав, как она соотносится с другими конституционными нормами. И под эту поправку быстренько провели корректировку законов. Видимо, полагая, что “в случае чего” можно будет все исправить. Потом. После выборов.
Астана |