Анна Шелепова
В этот же день, 4 февраля, два года назад Нацбанк Казахстана провел резкую девальвацию тенге. За одну ночь население страны обеднело примерно на 30 процентов... Возможно, это всего лишь совпадение, но именно накануне этой даты в стране вновь поднялась волна слухов о якобы грядущей в марте девальвации тенге, и население активно принялось переводить национальную валюту в доллары. Слухи о девальвации тенге подогрел и депутатский запрос Гани Касымова на имя премьер-министра страны Карима Масимова.
С другой стороны, появился абсолютно противоположный слух о ревальвации тенге. Некоторые эксперты утверждают, что цена доллара к июню 2011 года упадет со 147,2 до 130-135 тенге.
Официальный запрос в Нацбанк временно остается без ответа. Однако уже на следующей неделе глава Нацбанка Григорий Марченко пообещал “НП” подробно разъяснить ситуацию...
А пока за комментариями мы обратились к независимым экспертам. Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа экономического клуба ФБК, доктор экономических наук, профессор высшей школы экономики (Москва), считает, что ситуация, когда к девальвации готова вся страна, может произойти только от утечки информации.
“Однако мне трудно представить, чтобы в этом были заинтересованы сами власти. Ведь слухи о девальвации заставляют “сбрасывать” национальную валюту, опуская ее курс. Конечно, в этом тоже можно найти какой-то резон (государство, имея загашник в твердой валюте, может после девальвации относительно меньше потратить на выполнение бюджетных обязательств). Тем не менее мне это представляется маловероятным. Дезинформация общества выгодна в первую очередь спекулянтам и оппозиции”.
Своим мнением с “НП” поделился автор и продюсер информационной программы “Деньги, вперед!”, выходящей на радио “Energy FM”, Денис Кривошеев: “В 2008 году наша программа прогнозировала рост доллара. Прогноз был основан на том, что падали цены на ресурсы - нефть и золото. Сейчас по цене на нефть мы вернулись на позиции 2007 года, когда она дорожает и, возможно, дойдет до 100 долларов за баррель. При этом внешние долги государства остались. Раньше, когда мы занимали - властям было выгодно продавать доллары на внутреннем рынке по 147 тенге за доллар. Сейчас эти средства надо где-то брать и брать их тоже можно на внутреннем рынке, покупая, предположим, за 125 тенге за доллар, поэтому ревальвация тенге выглядит намного логичнее”. |