|
Константин Маскаев
По прошествии двух недель после инцидента с казахстанскими туристами, вовремя не возвращенными с острова Хайнань, можно сделать пока предварительные выводы, кто приложил к этому делу больше всего усилий, а кто, напротив, расписался в бессилии и даже стал инициатором инцидента. Мы разбираемся в этой ситуации с того самого дня, когда нашим туристам объявили, что обратного рейса не будет
По горячим следам у нас была ограничена возможность разбираться в хитросплетениях происходящего. Мы работали по факту, констатируя, что происходит там, на острове, и что предпринимается здесь, в Казахстане. Нами были разосланы запросы в МИД РК, Посольство Казахстана в КНР, но никаких ответов, несмотря на истечение отпущенных по закону сроков на реакцию, пока не получили. У нас вообще создалось впечатление, что о непростой ситуации, в которой оказались казахстанские туристы, названные организации узнали из публикаций в прессе.
Тем не менее, следует признать, что инцидент привел к решениям на уровне КТА (Казахстанской туристической ассоциации). Сегодня своими соображениями делится директор КТА Рашида Шайкенова.
- Волнующий нас вопрос относится не только к конкретной ситуации. Он затрагивает глобальную проблему, каким образом казахстанский туррынок работает над обеспечением казахстанцев качественным отдыхом. Сегодня на этом рынке довольно сильная конкуренция. Казалось бы, основная задача туристических компаний - это борьба за потребителя. Тем более, в последние годы отрасль активно теряет клиентов. Одна часть их, например, через Интернет связывается с зарубежными туристическими агентствами и отелями напрямую. Другая часть предпочитает прибегать к услугам российских, в частности, московских агентств.
Туризм - очень хрупкая отрасль, влияние оказывают многие факторы: экологические катастрофы, экономическая нестабильность, политические кризисы. Сегодня, например, по понятным обстоятельствам “закрылся” Египет - то направление, на котором туристический бизнес зарабатывал в осенне-зимний период.
Карта выездного туризма для Казахстана достаточно узкая. Тому также несколько причин. Зона Шенгена довольно жестко относится к нам по выдаче виз. Кроме того, европейский туризм - довольно дорогой продукт. У нас нет туда чартеров, а регулярные рейсы занимают до 70 процентов стоимости турпакета. Поэтому мы имеем в распоряжении только несколько стран. Летом - Турция, Иссык-Куль (Кыргызстан) - который, к слову, два последних года практически не работает, в этом году добавились Болгария и безвизовая Хорватия. В осенне-зимний период - Таиланд, Малайзия, Египет и появился Хайнань. И, к слову, добавлю, что по вопросу безвизового посещения нашими гражданами этого острова наша ассоциация приложила очень много усилий, использовались личные контакты, проведена немалая серьезная работа. И что мы получили? Участники рынка в один момент подорвали имидж этого направления. Несмотря на то, что большая часть казахстанцев предпочитает именно пляжный туризм, согласно исследованиям нашей организации. И Хайнань вполне удовлетворяет этим условиям.
Среди предпринимателей бытует ошибочное представление, что туристский бизнес очень легкий и что в нем крутятся большие деньги. В этот бизнес приходят и такие люди, которые не понимают, какова в этой сфере мера ответственности. Любой вид деятельности начинается с изучения законодательной базы. А мы сейчас сталкиваемся с тем, что игроки рынка не знают законов, действующих в этом конкретном виде экономической деятельности.
- Это кто конкретно не знает законов?
- Все три компании. Туроператоры “Алатау тур”, On Travel и авиакомпания Asia Wings. “Алатау тур” заключает договор с On Travel, представляющей интересы данной авиакомпании. Эта авиакомпания хоть и зарегистрирована в Казахстане, но это иностранный борт. Вот вам еще одна проблема - неразвитость гражданской авиации в Казахстане толкает наших туроператоров на поиски бортов за рубежом. А зарубежный борт может в любой момент “сняться” и улететь - в зависимости от обстоятельств, которые он посчитает достаточными для такого решения. Так вот, все три участника не знают законодательной базы Казахстана. Не знают они и о том, какие последствия влечет невыполнение обязательств перед потребителем. Кроме того, они не позаботились о таком эффективном механизме, как страхование гражданско-правовой ответственности. Была бы страховка, инцидент был бы исчерпан раньше и на другом уровне. Далее. В авиакомпании почему-то не знают, что если совершен рейс туда, то в обязательном порядке должен быть совершен и обратный рейс - люди должны быть возвращены.
И, наконец, самое главное. Люди заключили договор, который не сформировал определенные юридические взаимоотношения между компаниями, подписавшими этот договор. Со стороны “Алатау тур” был нарушен график проплат. А On Travel, как заказчик рейса и официальный представитель Asia Wings, позволяет себе отказать потребителям в выполнении предоплаченных услуг.
- Рашида Рашидовна, разъясните ситуацию. Потребители, как добросовестно выполнившие свою часть договора, они оплатили все в срок, вправе рассчитывать на своевременное выполнение условий со стороны тех, кому они поручили организацию и осуществление поездки. И проблемы внутри отрасли никак не должны быть заметны потребителю. Почему это все же оказалось возможным?
- Этот же вопрос я неоднократно задавала всем участникам этой ситуации. Они все были приглашены и находились здесь, в ассоциации. И вопрос повис в воздухе. Я задала представителям “Алатау тур” и On Travel вопросы, которые, наверное, мог бы в тот момент задать любой из оставшихся на Хайнане туристов: “Куда вы дели мои деньги? Вы действовали по моему поручению. Вы должны были мои деньги передать в авиакомпанию за мой перелет туда и обратно, в гостиницу за проживание, гиду и т.д. Почему вы позволили себе не выполнить часть этого поручения?” Ответа на мои вопросы не последовало. Это выше моего понимания. Вот вам пример этого “профессионального” бизнеса и неспособности вовремя остановиться.
- ???
- Хайнань - новое направление с привлекательной стоимостью. Наши с удовольствием на него кидаются. Компания On Travel ставит чартеры на “Скате”, “Алатау тур” берет жесткий блок мест. Это значит, что если вы, к примеру, взяли 90 мест в самолете, то должны производить оплату за все места, даже если сумели посадить только пятерых пассажиров. Это жесткие условия. Но они, рискуя, идут на это. Потому что это и условия авиакомпании. Самолет невыгодно гонять пустым, без оплаты. А туристов-то на данном направлении набрать не удается! Борты “Ската” и Asia Wings летают полупустыми! “Алатау тур” регулярно стали терять деньги: из забронированных 90 кресел заполняли 50-60. А вовремя остановиться чего-то не хватило. Возможно, бизнес-мышления или чего-то еще. В данном случае мы опять столкнулись с результатом “грамотного” ведения бизнеса.
Мы провели рабочее совещание с участием крупных участников рынка и чартеродержателями. Я встретилась с председателем Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Казахстана. Все выразили крайнее возмущение ситуацией и высказались в пользу того, чтобы этот инцидент был до конца разобран, чтобы была понятна мера вины всех участников этой “игры”. И чтобы эти компании были наказаны. На встрече с председателем Комитета индустрии туризма было также принято совместное решение о создании комиссии, которая и займется расследованием.
- Будет ли стоять вопрос хотя бы о временном приостановлении деятельности этих компаний - хотя бы на период расследования? Или они чувствуют себя, как и прежде, и осуществляют рассылки о новых маршрутах?
- Поверьте, они находятся в состоянии тревожного ожидания. И готовятся к жестким решениям. Их же коллеги по рынку наседают на меня, чтобы эта комиссия заработала как можно быстрее. Реально она приступит к работе через неделю, как только завершится Азиада. |