|
Константин Маскаев
Над урочищем Медео, знаменитым высокогорным катком, огромной селезащитной плотиной, отныне летают лыжи и снежные доски. Любители кататься с заснеженных склонов и просто отдыхающие, пожалуй, также впервые поднялись над ущельем столь массово и обозревают окрестности с высот и точек, ранее доступных разве что птицам. Отныне новая канатная дорога соединила два спортивных и очень привлекательных туристических объекта: каток “Медео” и горнолыжный курорт “Шымбулак”
Вскоре и эта дорога станет для большинства привычной, потому что удобна. Пока же, проплывая над ущельем в одном из 114 новеньких стеклянных “бочонках”, специально произведенных для казахстанского курорта в Швейцарии и Франции, вертишь головой, как завороженный, и под восторженные возгласы окружающих открываешь для себя новые ракурсы и точки для фотосъемки. Ах, если бы еще кто-то позаботился или счел необходимым стереть пыль с внешней стороны стекла!..
Подвешенные к стальному тросу гондолы вереницей ползут вверх и вниз, едва заметно покачиваются, подрагивают у опор и проносят пассажиров над петляющим серпантином, плотиной, селехранилищем, вдоль крутых заснеженных склонов - на отметку 2260 метров над уровнем моря - к нижней станции канатной дороги курорта “Шымбулак”.
Снаружи гондолы в специальных ячейках едет инвентарь: лыжи, палки, сноуборды. В салоне уютно, не задувает, можно придаваться созерцанию без риска отморозить “пятую точку”, как это бывает на открытых кресельных подъемниках. А вот с курением и прочими шалостями придется повременить.
“Перелет” длится около 20 минут. За это время аккуратный вагончик со стеклянными стенками преодолевает без малого 4,6 километра. По протяженности и расположению над уровнем моря это высокотехнологичное пассажирское транспортное устройство занимает рекордное третье место в мире, уступая двум дорогам, построенным в г. Келлог (США) и в городе Орель (Франция).
Замысел канатной дороги - остановить поток личного автотранспорта ниже катка “Медео”, снизить транспортную нагрузку на урочище и высокогорье, а вместе с тем сохранить прозрачный горный воздух свободным от выхлопов. В минувшие выходные, правда, машины, как и прежде, уходили вверх. Но на парковке у курорта оказалось непривычно свободно и малолюдно.
По-видимому, многие все-таки предпочли новый вид транспорта. Для таких вокруг нижней станции канатной дороги и в районе катка “Медео” размещены парковочные места. Пока речь идет о тысяче, но говорят, что со временем эта цифра увеличится в два раза.
На нижней станции гондольная “канатка” не заканчивается. Она тянется вверх двумя каскадами - на привычные и раньше площадки Талгарского перевала. Но это тоже новая дорога. Пока есть возможность сравнить - старые опоры еще кое-где сохранились. Они значительно ниже, прежняя дорога проходила ближе к склонам и едва не задевала вершины разросшихся тянь-шаньских елей. Новая дорога проложена с учетом этих особенностей. Кроме того, через одно-два открытых четырехкресельных сиденья подвешены все те же стеклянные гондолы. И следует отметить, многие лыжники и сноубордисты предпочитают перемещаться к месту старта на отметку 3200 метров над уровнем моря именно в них: известно, как нещадно обжигает холодный ветер на высокогорье. Особенно, если солнце уже собирается спрятаться за склон. Так что многие охотно используют возможность этого испытания избежать.
Стоимость проезда по гондольной дороге в оба конца в выходные дни составит две тысячи тенге. Для детей, студентов, пенсионеров, инвалидов, участников Великой Отечественной войны предусмотрены особые тарифы. Как и прежде, действует абонемент на день.
Теперь арифметика трафика. Каждая гондола может взять на борт до восьми человек. При обычной скорости 6 метров в секунду дорога способна пропустить до двух тысяч пассажиров в час. Это в пять раз больше прежнего параметра.
Собственно, и канатку строили под новые возможности. Ранее существующие склоны Шымбулака расширены и перепрофилированы, освоены новые склоны, протяженность трасс и территория катания выросли в шесть раз. Для начинающих горнолыжников установлен новый бугельный подъемник. Безопасность лыжников обеспечивает современное оборудование и высококлассный персонал. На склонах в достатке установили пушки снегогенераторов, которые “растянут” сезон катания с октября по апрель.
Конечно, не обходится без аврала и “пожарного” режима. Даже в выходные дни продолжают вести работы. До главного события зимы - VII Азиатских игр - остается две декады. Курорт прирастает новым ресторанным и спортивно-развлекательным корпусом, за счет чего добавится камер хранения, мест общепита, спортивных магазинов, мест семейного отдыха и релакса.
Гондольная дорога Медео - Шымбулак входит в список прорывных проектов Карты индустриализации Казахстана в Алматы. 21 декабря 2010 года стал официальным днем запуска дороги, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе специального телемоста ввел данную дорогу в действие.
Общая стоимость реконструкции комплекса “Медео - Шымбулак” составила почти 1,2 миллиарда долларов США. |