|
Егор Дмитриев
Соглашение о выпуске экспортоориентированных автомобильных аккумуляторных батарей подписано между казахстанской компанией ZHERSU POWER и немецким предприятием IQ POWER. Таким образом, отечественный производитель в рамках реализации ГПФИИР при содействии Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Министерства индустрии и новых технологий РК, которое и нашло немецкого партнера, выходит на рынок Европейского союза. Контракт предполагает поставку продукции в Германию на сумму 2 миллиарда тенге
Переговоры о приобретении лицензии, привлечении новых технологий и поставке готовой продукции в Европу шли всего полгода. Однако предварительная работа началась намного раньше. Примечательно, что новый вид аккумуляторных батарей, которые планируется экспортировать в Европу, будет произведен отечественным заводом на современном оборудовании, предоставленном, в свою очередь, немецким партнером iQ Power AG.
Новый аккумуляторный завод в Талдыкоргане был основан в 2002 году по государственной программе импортозамещения. Две трети его продукции идет на экспорт. Для выпуска аккумуляторов будут использовать в основном казахстанское сырье.
- Осуществление проекта, несомненно, играет большую роль в программе форсированного индустриально-инновационного развития, потому что в первую очередь мы привлекаем инновационный продукт, соответственно, это подразумевает модернизацию нашего производства и выход продукта на экспорт, - считает генеральный директор завода ZHERSU POWER Ерлан Кадырбаев. - Казахстан первым из стран СНГ будет применять технологические инновации в этой области. По словам специалистов, они заметно улучшат технические характеристики аккумуляторов. Новшество подразумевает автоматическое перемешивание электролита внутри батареи, что вдвое продлит срок эксплуатации.
В Европе продукт уже назван лучшим инновационным в этом году. Значит, теперь казахстанские производители автомобильных аккумуляторов уже вне конкуренции.
- Это очень важное событие для нас, и мы надеемся, что казахстанская компания ZHERSU POWER будет нашим достойным партнером, с которым мы сможем совместно производить продукт и насыщать им рынки Германии и Европы, а в дальнейшем также России и СНГ. Мы абсолютно уверены сегодня в доброжелательности казахстанского инвестиционного рынка, - сказал генеральный директор компании IQ POWER GROUP Чарльз Боб Салливан.
- Выход компании ZHERSU POWER на рынок Германии без преувеличения можно назвать победой для казахстанских экспортеров, - отметил председатель правления KAZNEX INVEST Ерлан Аринов. - Поскольку этот рынок отличается высочайшей конкурентностью и пробиться на него с конечной продукцией, как это сделал аккумуляторный завод, означает прорыв. Но еще важнее и сложнее - удержаться на этом рынке, выдержать конкуренцию, доказать, что казахстанская продукция достойно представлена на европейском рынке. В этом плане государство в лице специализированной компании KAZNEX INVEST готово оказать всяческую поддержку и работать дальше над тем, чтобы наши товары пользовались спросом и были востребованы за пределами страны.
Завод выпускает 800 тысяч аккумуляторов в год. 70 процентов из них идут на экспорт. По словам директора ТОО Ерлана Кадырбаева, предприятие решило расширить ассортимент, не останавливаясь только на автомобильных аккумуляторах. С прошлого года завод освоил выпуск промышленных батарей, а в этом году прошли первые испытания энергонакопителей для магистральных тепловозов. Что же касается привычных автоаккумуляторов, то компания осваивает новые технологии и новые рынки.
Однако даже самые успешные казахстанские компании имеют не более 30 процентов готовности экспортировать свою продукцию. Самой главной проблемой, как показало исследование Национального агентства KAZNEX INVEST Министерства индустрии и новых технологий РК, стал не недостаток средств, а нехватка торговой информации, сервисная поддержка. В ней больше всего нуждаются особенно те предприятия, которые впервые выходят на внешние рынки. А это и помощь в участии в поиске рынков сбыта и покупателей, в разработке оптимальных логистических маршрутов, содействие в решении проблем экспортеров и многое другое.
Государственные органы, созданные для поддержки несырьевого экспорта, существуют во всем мире. Самые известные из них: Австралийское агентство по развитию торговли и инвестиций Austrade, APEX-Brasil в Бразилии, KOTRA в Корее, Японская организация внешней торговли JETRO. В Казахстане безвозмездную помощь экспортерам оказывает, как и все эти организации, KAZNEX INVEST. Практика показывает, что такая поддержка необходима и, самое главное, эффективна. К примеру, при финансировании из республиканского бюджета в 300 миллионов тенге в 2009 году объем контрактов, заключенных при содействии агентства, составил 120 миллионов долларов, то есть на каждый потраченный бюджетом доллар было привлечено экспорта в 60 долларов.
С благодарностью о деятельности агентства вспоминают на предприятии “Карат”. Это единственная компания в стране, которая производит заменители газонов. Появилась она в 2004 году. Причем технологию отечественные умельцы фактически разработали заново. Впервые на экспорт компания вышла в 2008 году. Ее покрытия появились сначала в России, а потом в Беларуси и Узбекистане. Руководители предприятия рассказывают, что в освоении внешних рынков им помогли специалисты KAZNEX INVEST. В частности, проводили обучающие семинары по логистике, маркетингу и продажам. Но больше всего помогло участие в международных выставках.
- Участие в выставках, особенно в международных, - очень важное для нас дело, - говорит коммерческий директор ТОО “Карат” Валентина Акеньшина. - На выставке в Новосибирске мы получили золотую медаль, как лучшие участники. Наша продукция была признана самой интересной и получила главный приз на этой выставке. Участие в мероприятии стало возможным благодаря финансовой поддержке со стороны KAZNEX INVEST. И после этой выставки у нас появились покупатели в России.
С этого года KAZNEX INVEST планирует возмещать затраты казахстанских компаний по выходу на внешние рынки: на экспортные гранты государство выделяет 554 миллиона тенге в 2010 году и 1,3 миллиарда тенге в 2011 году. Это затраты, связанные с регистрацией и сертификацией продукции за рубежом, с открытием представительства, торговой точки либо содержания склада за рубежом, на обучение и участие в выставках, а также на продвижение отечественного бренда за пределами республики. |