Алла Иванилова
Столичные “шашечки”
Накануне Саммита ОБСЕ столичные власти представили новое городское такси
Такси стало неотъемлемым атрибутом не только крупных городов, но и целых стран. Так, ярко-желтое такси, “форд-краун виктория” - символ Соединенных Штатов Америки. Без этих вездесущих желтых кэбов, как называют их американцы, не обходится ни один голливудский фильм. Большие черные такси стали неотъемлемым атрибутом Лондона. Недавно в столице Великобритании появились так называемые “розовые” такси исключительно для женщин и с водителями-женщинами. Кстати, подобные такси есть уже во многих странах мира, в том числе и в России. В Германии традиционная марка такси - “мерседес”, который оккупировал 75 процентов рынка. В Китае такую услугу оказывают не слишком просторные машины “Фольксваген” китайской сборки, выкрашенные в красный цвет. Во времена Советского Союза таксомоторами были “Волги” ГАЗ 24. После распада СССР они недолго просуществовали в постсоветских республиках и исчезли.
В Казахстане никогда не существовало единого таксопарка. Чиновники пытались устранить этот “пробел”, но как-то безуспешно. Предстоящий Саммит ОБСЕ подтолкнул государственных мужей организовать сеть такси в Астане.
Недавно в столице была презентована новая городская таксомоторная компания “Сарыарка тaxi”, которая всерьез намерена составить конкуренцию частным извозчикам и другим такси. Данный проект реализован в рамках госпрограммы “Дорожная карта бизнеса-2020”. Таксомоторная компания получила кредит от АО “Фонд развития предпринимательства Даму” в размере 386 миллионов тенге для закупа новых автомобилей и оборудования. Компания имеет в своем распоряжении 90 автомобилей Тoyota Corolla, 5 - Тoyota Camry 40 и 5 - Тoyota Hiace. Они оснащены средствами GPS-навигации, радиосвязи, таксометрами с фискальным аппаратом. Планируется принимать оплату также посредством пост-терминала.
Как сообщил директор компании “Сарыарка тaxi” Александр Васильев, в следующем году количество автомашин будет доведено до 200. Что касается водителей, то все они прошли жесткий конкурсный отбор и обучались в школе профессионального мастерства. Из 170-200 претендентов на данный момент остались 73 водителя. “Мы будем продолжать их набор, потому что машины новые, хотелось бы дать их в руки настоящим профессионалам”, - отметил директор компании. Перед выездом на линию водители будут проходить медобследование. Диспетчерская служба состоит из шести человек, услуги такси будут доступны круглосуточно.
В Астане оказанием сервисных услуг по перевозке пассажиров и багажа занимаются 32 компании, зарегистрированные в налоговых органах. Парк автомобилей составляет 365 единиц. Частным извозом занимается около 1500 водителей легковушек, не имеющих регистрации в госорганах. Зачастую срок эксплуатации данных машин превышает 15 лет, их техническое и санитарное состояние не соответствуют общепринятым стандартам. Директор нового таксомоторного предприятия говорит, что “не собирается бесцеремонно вытеснять частных извозчиков и другие таксомоторные компании”. “Но, я думаю, мы качеством услуг потесним всех остальных. Конкуренция есть большая, но многие такси не соответствуют стандартам”, - считает он.
По его словам, тарифы будут ниже рыночных: посадка - 100 тенге, плата за один километр - 90 тенге. Такси будут находиться на стоянках, обозначенных одноименным знаком, - в аэропорту, на железнодорожном вокзале, у торговых центров.
К Саммиту ОБСЕ и зимней Азиаде компания набирает водителей со знанием языков. Сейчас не весь водительский состав владеет тремя языками - английским, казахским и русским.
Горожане на ура восприняли такую новость. Поскольку цены на такси в Астане приводят в шок не только приезжих из других областей, но и иностранцев. К тому же огромную роль играет вопрос безопасности. В столице немало случаев, когда такси становилось местом преступления и в роли жертвы выступали как пассажир, так и водитель.
Астана |