Юлиана Жихорь
Самый главный и потому порой самый скандальный законопроект года - Бюджет 2011-2013 - в среду был отправлен на подпись главе государства. Но предварительно он стал еще одним поводом для обиды одной палаты парламента на другую. По мнению мажилисменов, к сенаторам правительство относится более лояльно
Традиционно бюджет подвергается наибольшей “обработке” в стенах мажилиса. Однако на сей раз над ним усиленно поработали и сенаторы. Да так усиленно, что мажилисмены растерялись.
Сенат внес в проект 125 поправок. И многие из них вызвали у депутатов мажилиса возмущение: сенаторы вносили предложения по конкретным проектам, в то время как мажилису дали возможность обсуждать лишь пулы по отраслям. Так, Иван Чиркалин негодовал: “Мы определяем пул по образованию, сенаторы предлагают по школам в своем районе. В мажилисе денег нет, в сенате деньги есть. Ну что это за игры с бюджетом?”
Игры с цифрами действительно были более чем заметны. Во время бюджетных диспутов в мажилисе правительство насмерть стояло, заявляя, что денег на перераспределение по программам нет и не предвидится. Но в сенате свою позицию изменило. Тито Сыздыков возмущался, что многие вопросы мажилисмены “не смогли пробить по тем или иным причинам”. А после обсуждения в сенате обнаружились 37 миллиардов тенге на перераспределение.
Например, правительство вдруг обнаружило на счетах ЦИК 3,141 миллиарда “лишних” денег (на приобретение услуг информационной системы “Сайлау”, приобретение электронных карточек, сокращение штатной численности РГП Инженерно-технический центр и приобретение компьютерной техники).
Мажилисмены оказались удивлены некоторыми перераспределениями своих коллег. Например, Александр Милютин недопонял, зачем выделять 220 миллионов тенге не на школы-больницы, а дополнительно на электронные государственные закупки: “Здесь и так предусмотрен миллиард 127 миллионов”. Мы каждый раз просим по 100, 200 миллионов на дороги, на воду. А здесь - просто для поддержки электронных торгов. Я считаю, что это неправильно”.
Гульмира Исимбаева разглядела в бюджете обман ее лично. Речь идет о курортной зоне Киндерли в Мангистауской области. Когда депутаты просили дополнительного финансирования для обустройства зоны, “сам министр финансов Жамишев ответил, что... администратор программы - Минтурспорта, и потому эти средства через мажилис тогда не прошли... С какой целью тогда Министерство финансов ввело в заблуждение?”
Вице-министр финансов Лена Кармазина пояснила, что-де при уточнении бюджета 100 миллионов тенге на составление проектно-сметной документации были выделены именно Министерству туризма и спорта как уполномоченному органу. “Но за это время получилось так, что все изменилось, - сказала она. - В конце концов, эта сумма неосвоена. Поэтому мы решили пойти на уступки и целевым трансфертом акимату направить эти деньги”.
От такого объяснения даже спикер палаты Урал Мухамеджанов не сдержался: “Ну нельзя же так! 107 депутатов беззастенчиво водить за нос”.
Но, покричав и повозмущавшись двуличием правительства, мажилисмены, тем не менее, единогласно одобрили главный финансовый документ страны.
Астана |