|
Юлиана Жихорь
Начиная со следующего года обязательный технический осмотр автотранспорта будет отдан в конкурентную среду. Как признаются в правительстве, передача функции проведения ТО в частные руки - это не только реализация поручения президента, но и жизненная необходимость. У полиции нет ни сил, ни средств для его проведения
Ежегодная обязанность каждого автовладельца - проходить обязательный технический осмотр - давно перестала ассоциироваться с необходимостью подготовки железного коня к этой процедуре. Техосмотр в Казахстане даже покупать не надо - приезжай на станцию, где полицейский выпишет тебе соответствующий талон, лишь осмотрев целостность внешнего вида авто. Происходит это не по причине нежелания сотрудника выполнять работу, а в связи с элементарным отсутствием необходимого в этих случаях оборудования.
Вице-министр транспорта и коммуникаций Еркын Дюсембаев честно сообщил, что “техосмотр сегодня номинально проводится. Практически он не проводится”. А представитель Комитета дорожной полиции уточнил, что “у кого есть соответствующие контрольно-измерительные приборы, они применяются”. В основном же, особенно в районах и на селе, пункты технического контроля представляют собой открытые площадки, где сотрудники дорожной полиции проводят “без всяких просто визуальный осмотр”.
Об этом и о многом другом поведали недавно парламентариям представители правительства, презентуя в мажилисе проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним”. Документом предлагается два основных новшества: передача функции проведения технического осмотра авто в частные руки и наделение Минтранскома полномочиями по контролю за проведением техосмотра. За МВД сохранены функции контроля своевременности прохождения техосмотра автовладельцами (на дорогах).
По мнению разработчиков документа, частный сектор будет более тщательно проверять исправность автотранспортных средств. Что, соответственно, повысит безопасность на дорогах и процент раскрываемости причин ДТП. По словам вице-министра МТК, наличие в одних руках (МВД) функций техосмотра и контроля приводило к тому, что причиной ДТП полиция называла человеческий фактор даже в случае наличия неисправности машины. Нововведение же увеличивает шансы в “объективной оценке ДТП”. “И будет проявляться больше фактов, что ДТП произошло за счет технических причин, - считает он. - Сегодня мировая практика говорит о том, что по техническим причинам происходит до 5 процентов ДТП. У нас этот процент намного ниже - около 1”.
|
Откройте ваш капот и скажите "ААААААА!", ибо вам это будет дорого стоить |
К слову, даже сегодняшнее “некачественное” проведение технического осмотра транспортных средств показывает неутешительную картину: из имеющихся в стране 3,3 миллиона машин только 950 тысяч находятся в исправном состоянии (по результатам ТО). При этом только треть машин проходит обязательный ежегодный осмотр. И с каждым годом тенденция “непрохождения” и ухудшения технического состояния набирает обороты.
Так, пять лет назад из зарегистрированных в стране 1,8 миллиона машин 90 процентов прошли техосмотр, а 84 процента имели исправное состояние. В прошлом году техосмотр прошли 75 процентов машин и лишь 68 процентов были исправны.
Однако качественное техническое обслуживание будет обходиться обывателям гораздо дороже нынешнего. По расчетам Минтранскома, стоимость техосмотра в следующем году составит 3-4 тысячи тенге, а также 0,5 МРП (сегодня он составляет 1413 тенге) госпошлины за выдачу международного сертификата о прохождении техосмотра. В настоящее время государственный технический осмотр автотранспортных средств в Казахстане проводится бесплатно. За выдачу свидетельства о прохождении технического осмотра взимается госпошлина в размере половины МРП.
Кроме того, при прохождении техосмотра автотранспорт в целях “предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений” проверяют по базе “Технадзор” ТОО “Дана”, за что взимается плата в размере 245 тенге. Таким образом, общая стоимость прохождения техосмотра не превышает тысячи тенге.
Причина роста стоимости кроется в необходимости обеспечения рентабельности работы частного сектора. По расчетам Министерства транспорта и коммуникаций, для сохранения стоимости в пределах 4 тысяч тенге необходимо, чтобы число частных линий техосмотра не превышало 585. В число которых должны входить как стационарные, так и мобильные линии. Наличие последних позволит охватить сельские местности и районы, где ввиду малого количества зарегистрированных транспортных средств - порядка от 300 до 400 тысяч - организация стационарных линий не рентабельна.
Согласно прогнозам, производительность этих линий - 16 автотранспортных средств в день (время прохождения техосмотра - 30 минут).
По мнению авторов законопроекта, новые правила будут на руку автовладельцам, поскольку предоставляют свободный выбор места прохождения техосмотра, а по его итогам - оформляться диагностическая карта о прохождении и перечислении неисправности машины.
Новый порядок техосмотра планируется ввести с 2011 года. Переходный период (когда юридически будут действовать и старые, и новые правила) составит полгода - до 1 июля. “Данный переходный период, - пояснил вице-министр МТК Еркын Дюсембаев, - нужен для организации в городах и районах соответствующих станций, приобретения ими необходимого количества линий технического контроля, обучения специалистов и включения в реестр технического контроля”. Кстати, согласно новым правилам, все специалисты на станциях технического обслуживания будут обязаны иметь дипломы о специальном образовании.
Астана
Стоимость прохождения техосмотра подскочит в 4 раза. При этом чиновники объясняют свое предположение просто - необходимо сделать этот бизнес рентабельным. Тем самым проект передачи техосмотра в конкурентную среду внедрят за счет средств автолюбителей.
Сообщив о неизбежном подорожании процедуры прохождения техосмотра, чиновники не потрудились объяснить, на что именно уйдут наши с вами деньги. Будет ли закуплено частниками специальное современное оборудование, без которого лицензии не получить. Или эти станции будут облагаться повышенным налогом на прибыль. Да и не совсем понятно, почему решено увеличить стоимость техосмотра до 4 тысяч тенге, раз вице-министр МТК Еркын Дюсембаев в своем сообщении указал, что при стоимости процедуры прохождения техосмотра в 2 тысячи тенге бизнес может быть вполне рентабельным.
Мы не стесняемся слова “бизнес”, так как по всем показателям эта процедура подходит под отечественные характеристики этого понятия. Взять хотя бы традиционную для нас - запредельную маржу. Так, по Казахстану планируется создать 585 специализированных СТО. Расчетная пропускная способность - 16 тысяч автомобилей в сутки. А теперь внимание - при средней марже в 3000 тенге (примерно 1000 он стоит сегодня: 245 тенге за поиск по базе, а также 0,5 МРП за международный сертификат) с одной процедуры техосмотра, общий доход этого предприятия в день составит примерно 48 миллионов тенге... При этом частники приложатся к этим деньгам не ранее июля 2011 года, а до этого момента (в законную силу новое положение вступит с января 2011 года) техосмотр останется во владении МВД. Неужели им все достанется? Если да, то на каком основании и куда вообще планируется направить эти деньги?
Кстати, создание такого количества специализированных станций - серьезный по объему работ проект. Интересно, кто будет куратором, то есть контролирующим органом в процессе создания спецСТО и после? У нас пока что один претендент - самое опытное ведомство в этой области - МВД. Что ж, форменное надувательство - контент не изменен, а стоимость увеличена. Тем самым обещанный переход на новый уровень прохождения процедуры техосмотра не просто ли ширма, прикрывающая сверхприбыльный бизнес? И напоминает схему, по которой планировали внедрить проект всеобщей талонификации. Когда лучшим рекламным слоганом является пункт закона.
Алан Байтенов |