Юлиана Жихорь
Дороги, которые мы выбираем
Представители народа в парламенте не раз выступали на темы исторического прошлого нашей страны. Они просили увековечить то отдельных личностей, то целые события. Но современная история порой строится в буквальном смысле на костях прошлого
На днях мажилисмен Егор Каппель обратился к премьеру, выражая озабоченность нехваткой кадров для строительной отрасли, особенно в столице. Нет, говорил он, инновационной составляющей в инженерном образовании, которая нужна молодому городу.
“Астана является самой молодой столицей в мире. Она отличается своей неповторимой архитектурой и является поистине проектом века. В процессе строительства уникальных сооружений и зданий реализовывались современные идеи известных в мире архитекторов, говорится в депутатском запросе. Астана дала возможность креативным архитекторам разработать уникальные здания и сооружения, достойные стать символами и носителями концепции нашего города”.
Плохо одно, что креатив не учитывает исторического прошлого этой местности. В результате чего уже совсем скоро “бесславно падет” 2,5-тысячелетний курган сакского царя: согласно генеральному плану столицы по костям древнего правителя проложат городскую магистраль. Археологи предлагали столичным властям не мародерствовать, а создать из кургана памятник истории - обнести место захоронения стеклом и создать новую достопримечательность для туристов. Ведь это еще одно материальное доказательство “древности” молодой столицы и подтверждение особой избранности и привлекательности этого региона с “незапамятных времен”.
Но, как заявляют в акимате города, памятник памятником, а генплан не отменишь: ПСД утверждена, магистраль на карте нарисована. К тому же, согласно законодательству, вокруг памятника старины на расстоянии 300 метров не должно ничего находиться. А всего в 100 метрах от кургана Дворец независимости.
Вот ведь удивительно! У нас историю отделяют от современности тремя сотнями метров, а в других странах подобные археологические памятники “вкрапляют” в пейзаж ХХI века вне зависимости от местоположения. В Болгарии, например, подземные переходы превращены в музеи древнего зодчества - стеклом закрыты фундаменты средневековых замков и сооружений. В Израиле проводят экскурсии в подвалы старинных зданий, притом, что наверху течет вполне современная жизнь.
Так что инновации не всегда хороши даже для столицы. Что уж говорить об исторических ценностях аналогичного периода за ее пределами. В Майском районе Павлодарской области во время капитального ремонта автодороги Ленинский - Аксу - Коктобе - Курчатов экскаваторами была снесена часть еще одного кургана сакских времен. Где, по мнению историков, тоже был захоронен “человек высокого социального статуса”. “По костям предков - колесами”, - вздыхал сотрудник областного краеведческого музея Георгий Пересветов.
В Казахстане не очень много популярных у туристов подобных исторических достопримечательностей. А учитывая наше стремление стать страной, привлекательной для зарубежных гостей не только природными богатствами, но и историей, разрушать немногочисленные памятники вблизи цивилизации вряд ли следует.
Но, быть может, это происходит и оттого, что нет в молодой столице специального высшего учебного заведения архитектуры и городского строительства, с предложением открыть которое и обратился к премьеру мажилисмен Каппель. Быть может, там научат строителей уважать опыт предков.
Астана |