Алан Байтенов
У метро есть все шансы быть. Вчера в Алматы аким города Ахметжан Есимов осуществил пробную поездку по некоторым станциям первой ветки первой очереди метрополитена. Напомним, к строительству отечественного метро приступили еще в 1988 году. И вчера, спустя 22 года, состоялась первая официальная поездка. В ходе инспекции стала известна и точная дата запуска метро - 16 декабря 2011 года
Метро показали. И даже позволили прокатиться в одном из вагонов южнокорейского производителя. “Помпы” не было. Не из чего было ее сделать - три станции, один вагон и в качестве локомотива колесный тягач на дизельной тяге. Не стремились сделать из этого мероприятия нечто запоминающееся и официальные лица - помимо того, что состав “№ 1” задержался где-то в пути, так еще и аким города, спустившись по парадному трапу, не скрывая, отметил: “Сегодня у нас была очередная рабочая поездка. Время от времени мы проезжаем и смотрим, как работы ведутся”.
Между тем журналистов на эту плановую поездку так централизованно пригласили впервые. Желающих ощутить на себе все прелести дорогущего аттракциона (пусть всего три станции и скорость в режиме демонстрации не более 15-20 километров в час) собралось достаточно (особенно приятным, светлым и теплым вагон показался после ожидания на пока что неотапливаемом перроне электродепо “Райымбек”). Вагон стандартен - соответствует всем современным требованиям безопасности. Совершенно неслучайно лаконичная палитра салона состоит из модных сегодня цветов, а основным, конечно же, является небесно-голубой. Ход, кстати, незаметен, говорить в салоне можно спокойно, не напрягая излишне голосовые связки...
“Осторожно, двери закрываются!” - команда заставила поторопиться всех желающих не остаться за бортом. Исторический момент, который необходимо запомнить, - впервые удалось ощутить давку в вагоне алматинского метро.
Вот и первая станция “Райымбек” - плановая остановка. Отделочные работы завершены. Стиль не известен, но на некоторых произведет впечатление - много холодного гранита и теплых “солнечных” узоров. “Не задерживаемся! Дальше еще интересней!” - гудок, и вагон лениво трогается с места. Впечатлений масса и неподдельного интереса - тоже. Кого-то интересуют дальнейшие затраты на строительство, официальные лица роняют цифры - 10,5 миллиарда тенге, выделение которых уже определено, и 24 миллиарда тенге, которые поступят в будущем году. Не забывают также и о планах строительства второй ветки, обещая начать уже в 2012 году, правда, когда закончат, хитро не сознаются. В общем, за разговорами станции пролетели незаметно, попутно поражая своим убранством и архитектурно-дизайнерскими идеями. На одной из них можно было даже увидеть витраж, жаль, правда, отечественная цветная стеклянная мозаика не несет никакого сюжета...
Ну и пусть сегодня, как признаются представители “Алматыметрокурылыс”, метро - дорогое удовольствие, которое даже не подумает выйти на самоокупаемость еще ближайшие лет пять или десять (по мнению экспертов, для этого необходимо как минимум 25 километров пути), зато красиво. |