Юлиана Жихорь
Экспресс-закон
Парламент нынешнего созыва уже не раз подвергался резкой критике за качество выходящих из его стен законов. А главное, за нечеловеческую скорость их обсуждения законодательным органом. На минувшей неделе парламентарии попытались было опровергнуть свой “карманный статус”. Не получилось
Изменения во внешнеполитической ситуации страны и запуск нового интеграционного экономического объединения существенно отразились на экономическом облике Казахстана. Появились новые налоги, значительно увеличившие доходную часть бюджета (ее даже пришлось корректировать). Эти же “повышенные нормы” нашли отражение и в проекте бюджета на грядущую трехлетку. Но вот незадача - в бюджете будущие доходы подсчитали, а корректировки в Налоговый кодекс внесли только теперь. И сейчас правительство вынуждает парламент в экстренном порядке рассмотреть новеллы Налогового кодекса, без которых бюджетный документ не более, чем просто стопка бумажек.
Именно по срокам рассмотрения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения на прошедшей в среду пленарке развернулась бурная дискуссия. Председатель Комитета по финансам и бюджету
Гульжана Карагусова озвучила предложение рассмотреть документ до 17 ноября с формулировкой: “чтобы не задержать процесс принятия бюджета”. При этом она отметила, что депутатам в столь короткие сроки придется не весь документ перелопачивать, а лишь те нормы, которые касаются непосредственно бюджетного процесса: “Мы уже так с вами однажды делали. Потому что если мы начнем рассматривать весь законопроект, который пришел, то, безусловно, он очень объемный, мы его рассмотреть за сроки, чтобы не нарушить Бюджетный кодекс в связи с принятием бюджета, и просто даже прочесть неспособны”.
Ряд депутатов возмутился подобным использованием парламента для латания дыр в работе правительства.
“Почему бюджет был внесен до внесения изменений в Налоговый кодекс? Почему не внесли все эти изменения в начале сентября? - в очередной раз задал риторический вопрос Владимир Нехорошев. - Я полагаю, это сделано умышленно”.
Умысел в этом увидел и Мухтар Тиникеев. По его словам, разработчики бюджета на 2011-2013 годы специально задержали внесение НК в парламент, чтобы депутаты не смогли “протолкнуть” в кодекс “народные нормы”. Мажилисмен рассказал, что “на мой вопрос о том, включены ли в бюджет затраты на выплаты регрессных исков, они (Минфин. - “НП”) ответили: нет закона. Сами предусмотрели же 11 миллиардов по доходу на ИПН. Тоже нет закона! Сейчас стараются быстро-быстро протащить этот закон”.
Тиникеев привел еще один пример в доказательство того, что нельзя принимать решения по Налоговому кодексу так стремительно, как того желает правительство. Он процитировал предлагаемые поправки, касающиеся индивидуального подоходного налога. “Здесь вот на заработную плату предлагается увеличить налог до 20 процентов в зависимости от прогрессивной шкалы. И давайте вспомним тех людей, которые с большим трудом зарабатывают эти деньги на вахтах. Тот же нефтяник уезжает на весь месяц, горбатится, получает эти деньги, и мы его облагаем 15-процентной ставкой?! И тут же пишем в этой статье: “доходы в виде дивидендов, полученные из источников РК и за ее пределами, облагаются по ставке 5 процентов”. Те богатые “мешки”, которые получают дивиденды со своих денег, которые лежат у них где-то там на счету, мы 5 процентами облагаем, а тот работяга, который вкалывает на этих нефтяных вышках, мы до 20 процентов ему устанавливаем с заработной платы?! И где справедливость?!”
Но справедливость в тот день не обсуждалась. Обсуждались сроки.
Отдуваться за нерадивое правительство пришлось его представителю в парламенте Ерлану Кошанову, заявившему, что-де умысла в позднем внесении не было: “Законопроект был внесен, как только он был разработан, как только он был готов”. И сообщившему, что Кабмин согласен на вариант, когда депутаты принимают документ “по частям”: что-то до декабря (чтобы не сорвать процесс принятия бюджета), что-то - после.
В итоге депутаты опять проявили солидарность, согласившись вынести свой вердикт по поправкам до 17 ноября. Но спикер палаты Урал Мухамеджанов пообещал пожаловаться на медленный Кабмин куда следует: “Я даже готов письмо написать главе государства, что мы не сможем бюджет принять. Что у нас кое-какие появились затруднения в Налоговом кодексе. Поэтому с предложением готов выйти, что в январе-феврале будем бюджет принимать”. (Перевод с казахского предоставлен мажилисом парламента.)
Астана |