Юлиана Жихорь
Единые законы торговли для трех стран ставят перед Казахстаном, Россией и Беларусью важную задачу - научиться решать экономические вопросы по одной формуле. А заодно и уравнять или хотя бы гармонизировать уровни экономического развития государств. Это является главным условием для создания в ближайшем будущем Единого экономического пространства. И для начала страны-участницы ТС приняли решение о проведении согласованной макроэкономической политики
На днях в Москве на заседании Комиссии Таможенного союза обсуждался проект Соглашения о согласованной макроэкономической политике. По мнению экспертов, это должно будет способствовать сближению макроэкономических параметров стран. То есть фактически отстающим в развитии государствам Таможенного союза, а в будущем и ЕЭП, предлагается либо модернизироваться под более экономически сильных коллег по сообществу, либо... Видимо, не быть принятыми в ТС или ЕЭП до достижения определенных показателей.
По сути, экономисты трех стран, обсуждающие нынче проект данного документа, пошли по пути Европейского союза, который, как известно, выжидал достаточно долгое время до момента принятия стран бывшего Восточного блока (Восточной Европы), ставя ряд условий “на соответствие” экономическим параметрам ЕС. Правда, сейчас эти параметры имеют гораздо меньшее значение на фоне нестабильности экономик “старых” государств-членов. И вынуждают Евросоюз пересматривать правила экономической игры уже внутри самого себя.
Тем не менее основным условием принятия в ЕС продолжает оставаться уровень экономического развития. Безусловно, страны Восточной Европы, “пачками” принимавшиеся в ЕС в последние годы, значительно отстают от развитых стран сообщества. Тем не менее все реформы, необходимые для возможного роста, были проведены именно на подготовительном этапе.
В принципе, данная схема работает и в отношении других государственных объединений вне зависимости, являются ли они экономическими образованиями (как, например, ВТО) или политическими (ОБСЕ). Период подготовки для вступления и, соответственно, перестройки внутренних политик в той или иной области дается всем.
По сути дела, Соглашение по макроэкономической политике сегодня вобрало в себя опыт Евросоюза: мы учимся на его ошибках (как, например, в случае с Грецией и Исландией).
Документ планируется подписать до начала следующего года. И, по сути, его положения начнут распространяться на государства только со следующей декады (с 2011 года). Пока же из стран ТС лидером по темпам экономического роста остается Казахстан, прогнозирующий на конец года повышение ВВП на 5 процентов. Правда, в будущем году этот показатель будет гораздо ниже - всего 3,5 процента. По словам представителей министерства, экономика Казахстана, достигнув докризисных показателей уровня производства, будет расти умеренными темпами.
Подобный прогноз является наиболее предпочтительным для стран ТС, которые в докризисные времена отставали от темпов развития Казахстана. Так что для нашей страны вынужденность отныне согласовывать свои планы роста экономики не является сдерживающим этот рост фактором. Скорее, напротив, это станет некой “страховкой” от возможного (вследствие недостаточной конкурентоспособности экономики и пока только первых шагов в процессе промышленной модернизации и реструктуризации) отставания от коллег по союзу.
Астана |