|
Анна Шелепова
Как известно, на минувшей неделе в южной столице более сотни бывших работников крупнейшей социальной торговой сети “Арзан” требовали от руководства вернуть долги. Не обошлось без ЧП - одну из экс-сотрудниц охранники административного офиса ударили электрошокером, отчего она потеряла сознание... Однако у этой непростой истории есть и другая сторона. Компания задолжала не только служащим, но и поставщикам. Они терпеливо ждут своих денег от “Арзана” уже больше полугода. Причем речь идет о солидных суммах. Поставщиков волнует несколько вопросов: в чем причина отсрочек выплат, если компания не признана банкротом, и когда наконец будут погашены долги?
Сеть магазинов с доступными товарами “Арзан” (“Дешево” - в переводе на русский) появилась два года назад. Закупка товаров напрямую у поставщиков должна была превратить эту ритейлерскую сеть в один из самых удачных проектов. “Дешевые” магазины росли в Алматы как грибы после дождя.
На открытии четвертого оптомаркета “Арзан” Райымбек Баталов - глава группы компаний “Raimbek Group”, в которую входит сеть оптомаркетов “Арзан”, отметил: “Мы рады представить новый объект, в котором жители города и прилегающих поселков смогут приобрести качественные продукты и товары по низким ценам, а значит - сэкономить свой семейный бюджет.
А в январе 2010 года Баталов перестал рассчитываться с поставщиками.
По некоторой информации, в число компаний, которым задолжал “Арзан”, вошли “Кока-кола”, “Прима”, “Адал”, “Пищевик”, ТОО “Компания “Еврохим”.
Рассказывает один из совладельцев пострадавшей компании: “С поставщиками перестали рассчитываться, постоянно переносили сроки выплат, рассылая гарантийные письма. Для тех, с кем должны были рассчитаться наличными деньгами, придумали схему: выдавали талончики, по которым определялся порядок очереди выплат. Потом, когда и с “налом” стало сложно, появилась мифическая история о том, как якобы кассира, который перевозил наличные деньги, ограбили. Дальше стали рассказывать историю, что “Арзан” ждет оборотные средства, что ждет кредитов и вот-вот погасит все долги”...
Таким образом, пострадало около сотни компаний-поставщиков, и, по некоторым данным, с “Арзаном” уже судится 24 компании. Только некоторым крупным поставщикам “Арзан” задолжал по 80-100 миллионов тенге.
По словам собеседника, их компания уже подала в суд на “Арзан” и получила судебное решение о том, что “Арзан” обязан вернуть деньги. “Найдены деньги на счетах аффилированных компаний, - объясняет собеседник. - Но поставщиков много и возвращать деньги, скорее всего, будут в процентном соотношении”.
По мнению собеседника, все, что делала компания, можно назвать самым обыкновенным мошенничеством. “Даже когда компания строила свое здание, уже тогда строители не могли получить деньги за стройматериалы. Строителям тоже пришлось судиться, чтобы получить деньги даже за заборы, которые поставили вокруг супермаркета”.
Если перед партнерами-поставщиками руководство “Арзана” выкручивалось и придумывало байки, то история конфликта с рабочими еще банальнее - в начале августа сотрудников поставили перед фактом: “Арзан” закрыт, а вы уволены. Не получив положенные зарплату, компенсацию и отпускные, рабочие потребовали расчет.
Мирным путем решить вопрос не удалось, и сотрудники вышли на забастовку; в момент, когда они попытались попасть в офис компании, охранник ударил одну из женщин электрошокером. Женщина потеряла сознание. Насколько правомерным было применение средства обороны - разбираются полицейские.
Только после этого инцидента на встречу с бывшими сотрудниками оптомаркета вышел операционный директор и пообещал погасить долги в ближайшем будущем.
За комментариями мы обратились в Форум предпринимателей Казахстана, председателем которого является Райымбек Баталов. Нам хотелось выслушать бизнесмена и представить его точку зрения на ситуацию. Также направили запрос в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан. Однако на момент выхода газеты ответов на наши вопросы о причинах возникновения всей этой странной истории мы так и не получили.
Нам представляется несколько нелогичным поведение известного в стране человека. Напомним лишь несколько регалий г-на Баталова - он член Совета предпринимателей при президенте Республики Казахстан, председатель Форума предпринимателей Казахстана, член правления союза “Атамекен”, учредитель независимой премии Клуба меценатов Казахстана в области литературы, науки, искусства и просвещения...
Возможно, раз г-н Баталов никак не комментирует ситуацию и находится как бы в стороне от всей шумихи, он и вовсе не является владельцем этого бизнеса, возможно, он перепродал сеть магазинов, таким вот образом решив избавиться от неудачного бизнеса? Хотя говорить о том, что компания является банкротом, явно преждевременно. По одной из версий, Баталов планирует произвести слияние нескольких компаний, в том числе “Арзан Сауда”, “КМС Жол”, “Оптовый клуб”, чтобы изменить их название и начать жизнь с чистого листа.
С новым названием эти люди могут вывести кого-то из соучредителей и таким образом и вовсе избежать ответственности.
А на этой неделе генеральный директор ТОО “Оптовый клуб” Берик Тапишев выступил с заявлением в СМИ. Он пояснил, что в связи с ограничением торгового финансирования и его полным отсутствием с декабря 2009 года группа компаний торговой марки “Арзан” испытывает критическую нехватку оборотных средств.
Сейчас, по его словам, компания готовится к процедуре реабилитации. Однако поставщики в очередные обещания не верят.
- Даниэль Тартаковский, операционный директор ТОО “Оптовый клуб”, неоднократно обещал погасить долги и давал гарантийные письма, - говорит наш собеседник. - Однако в реальной жизни его гарантии ничего не означают, долги нам не вернули. Мы требовали, чтобы гарантийные письма были подписаны генеральным директором компании, однако их подписывали другие, не уполномоченные люди, все это делалось для того, чтобы компания могла в любой момент уйти от ответственности. |