Ботагоз Сейдахметова
Казахстан может стать первой страной в мире, где за пьянство за рулем будут пожизненно лишать водительских прав.
На заседании сената мнения депутатов по этому вопросу разделились. Одна часть депутатского корпуса защищала право человека на вождение и называла такую меру карательной. Другая настаивала на еще большем ужесточении закона против правонарушителей.
Впрочем, все закончилось тем, что сенат парламента большинством голосов принял-таки проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения”. Пока в первом чтении
Проект закона представлял вице-министр МВД Алик Шпекбаев. На просьбу сенаторов объяснить причину столь жесткой меры, как пожизненное лишение прав на вождение, он согласился, что в мире действительно нет такого опыта, как пожизненное лишение прав на управление. “Это решение, поступившее от Совета безопасности, было поддержано правительством. Я пока придерживаюсь правительственной линии”, - сказал Алик Шпекбаев.
Позиция сенаторов за ужесточение мер в отношении пьяных водителей основывалась на том, что количество погибающих во время дорожно-транспортных происшествий по вине пьяного водителя граждан страны намного превышает смертность из-за рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Статистика такова, что в год из-за дорожно-транспортных происшествий погибает около 4 тысяч людей, при этом ежегодно 19 тысяч остаются инвалидами.
Во всем мире ситуация по смертности прямо противоположная: на первом месте стоит смертность из-за сердечно-сосудистых заболеваний, на втором - от онкологических заболеваний, на третьем - от травм, полученных от дорожно-транспортных происшествий.
Правда, часть сенаторов, выступающих против пожизненного лишения прав, считают, что наказывать надо не только водителей, но и тех, кто таким водителям дал права. Мы должны создать условия для безопасности водителей - хорошие дороги, некоррумпированные органы дорожной полиции. Сенатор Абиш Кекильбаев в порыве эмоций и вовсе сказал, что “мы вообразили себя заместителями бога”, отбирая право граждан на управление машиной.
Ко второму чтению сенаторы договорились учесть все замечания к проекту закона и доработать его. Надеемся, у законодателей хватит решительности отклонить ту часть законопроекта, где говорится о платежных талонах для водителей. Ведь очевидно, что новшество призвано вовсе не сократить взяточничество среди инспекторов, а, скорее, “заменить” его для генералитета, аккумулировав почти миллиард автолюбительских долларов понятно для каких целей.
Астана |