|
Юлиана Жихорь
Экономика Казахстана может развиваться гигантскими темпами или рушиться вниз, правительства могут выделять огромные антикризисные средства из Нацфонда или секвестрировать бюджет. Но лишь одно стабильно в отечественной экономике - растущие объемы неосвоенных бюджетных денег. На них, как это ни странно, не распространяется ни один кризис
Только за первое полугодие почти 5 процентов бюджетных денег (или почти 100 миллиардов тенге) остались неосвоенными. (Еще на 660 миллиардов не принято обязательств администраторами бюджетных программ.)
Как сообщил глава Минфина Болат Жамишев, неосвоенные средства традиционно делятся на объективные (экономия по госзакупкам и фонду оплаты труда, или снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной и т.п.) и субъективные. Первые в этом полугодии стоили 14,2 миллиарда, вторые - почти 83.
Минфин в очередной раз отмечает срыв конкурсов по госзакупкам, несвоевременное предоставление актов выполненных работ и счетов-фактур, неправильное помесячное распределение годовых планов и несвоевременное принятие нормативных правовых актов.
Больше всего в первые шесть месяцев нынешнего года отличилось Министерство образования и науки с суммой неосвоения 18,1 миллиарда тенге, два из которых “зависли” на программе “Фундаментальные и прикладные научные исследования”.
На втором месте среди задолжников Комитет национальной безопасности, с суммой в 17,6 миллиарда, большая часть из которой предназначалась для программы “Обеспечение национальной безопасности”.
Тройку “лидеров” завершает Министерство туризма и спорта (12,8 млрд.), деньги которого “зависли” “вследствие непредставления актов выполненных работ поставщиками в связи с отставанием от графика проведения работ”. Причем речь идет в том числе и по объектам Азиады. (Интересная формулировка прозвучала в докладе Жамишева относительно задолженности его собственного ведомства по бюджетной программе “Борьба с наркоманией и наркобизнесом”. Неосвоены 1,5 миллиарда тенге, “так как оплата будет произведена после поставки товара”.)
Но эти средства можно отнести к пункту “своевременность освоения”. Еще немало миллиардов тенге являются показателем “эффективного” их освоения. “Комитетом финансового контроля Минфина в первом полугодии 2010 года проверено 3066 объектов контроля, - отчитался глава Минфина Болат Жамишев. - При этом установлены нарушения бюджетного законодательства в сумме 41,7 миллиарда тенге, в том числе финансовые нарушения в сумме 28,2 миллиарда и нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий, а также связанные с использованием финансовых активов, в сумме 13,5 миллиарда”. Еще более 51 миллиарда нарушений обнаружено при проведении госзакупок.
Как сообщил Жамишев, к адмответственности привлечен 1941 работник, на 283 должностных лица наложены адмвзыскания на общую сумму 33,6 миллиона тенге. Что, учитывая вышеперечисленные объемы нарушений, что слону дробина - бюджету абсолютно нечувствительны.
В ряде программ, по которым есть недоосвоения или нарушения, порой из года в год фигурируют одни и те же “затяжные” программы (в числе которых и программа “Питьевые воды”), давно ставшие некими кормильцами нечистых на руку чиновников.
Столь же перманентны и причины недоосвоений и нарушений: затягивание конкурсных процедур, нарушения при госзакупках, непредоставление актов выполненных работ недобросовестными поставщиками и т.п. Судя по докладу министра финансов, именно эти моменты - основная причина всех бюджетных бед, не изменяющихся на протяжении многих лет. Правительство, конечно, пытается создать антикоррупционную среду, но объемы подобных “бюджетных ошибок” только возрастают.
Вот, например, обязательное нововведение нынешнего года - электронные госзакупки. Первой и единственной целью их было исключить человеческий фактор при распределении бюджетных ресурсов. Но в результате нередко бывает, что и денег не стало, и объектов (товара, услуги) от поставщика так и не дождались. Одна из причин тому - законодательный запрет устанавливать требования к поставщику, а не только к цене за товар. Причем, согласно закону, госорганы не должен смущать тот факт, что выигравший конкурсант предлагает заранее неправдоподобно низкую цену (порой ниже себестоимости заявленной услуги).
В итоге деньги налогоплательщиков израсходованы непонятно на что, иски государства к подобным победителям заваливают суды, а пока суд да дело, на так и не построенные объекты в очередной раз выделяются миллионы-миллиарды. А там - опять электронные госзакупки, где имеет значение только цена.
Безусловно, человеческий фактор в условиях высокого уровня коррупции требуется исключить. Но, быть может, проще его сузить до определенного круга лиц? Что, скажем, плохого в том, что, допустим, подрядчика в какой-нибудь важнейшей госпрограмме будет назначать лично премьер? Что ж, неужели мы будем подозревать руководителя исполнительной власти страны в лоббировании чьих-то интересов? Но такому человеку, по определению, там не место!.. Да и спрос с него жесткий и заниматься какими-то махинациями на столь видном посту будет весьма проблематично.
Примечательно, что “методы” нарушений не изменяются на протяжении многих лет. И, несмотря на все предпринимаемые усилия по созданию антикоррупционной среды, объемы подобных “бюджетных ошибок” только возрастают.
Равно, как и размеры недоимки по налогам и платежам в бюджет.
По итогам первого квартала этого года, почти четверть от запланированных доходов так и не поступила в госказну - 141,6 миллиарда тенге - увеличившись с начала года на 41,3 миллиарда. По итогам полугодия, размер недоимки составил почти 151 миллиард, что на 50,5 миллиарда больше, чем в начале года. По словам Жамишева, “причиной роста явились доначисления по актам налоговых проверок и недоимка, безнадежная к взысканию”. (То есть увеличилось количество компаний, объявившись себя банкротами). По данным Минфина, наибольший удельный вес недоимки по итогам 6 месяцев сложился по подоходному налогу - 82,4 процента против 56 процентов по итогам I квартала.
Зато все больше граждан стали отчислять средства в пенсионные фонды. Недоимка по обязательным пенсионным взносам составила 4 миллиарда (против 4,4 миллиарда на начало апреля), снизившись с начала года на 11 процентов.
Астана |