Юлиана Жихорь из Астаны
Во вторник правительство утвердило ставки экспортной таможенной пошлины на нефть. На заседании обсуждение соответствующего постановления проходило в “открытом” режиме. И премьер заявил, что он постановление подписывает и оно вступает в силу. Однако в среду в СМИ одно из самых ожидаемых постановлений так и не появилось
Представлял текст новых правил экспортных таможенных пошлин (ЭТП) на нефть и нефтепродукты вице-министр экономического развития и торговли Марат Кусаинов. По его словам, Минэкономразвития ежеквартально на основании ежемесячной информации о средних ценах на мировых рынках нефти рассчитывает ставки таможенных пошлин на экспорт отдельных видов нефтепродуктов. При этом “проектом постановления предусматривается актуализация ставок таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов”. Пошлина на светлые нефтепродукты составит 99,71 доллара за тонну, на темные - 66,47 доллара за тонну.
Постановлением также устанавливается размер ЭТП и на сырую нефть - 20 долларов за тонну.
Однако данные правила будут распространяться не на всех экспортеров нефти. Исключением станут обладатели соглашений по разделу продукции (СРП), которыми зафиксирована стабильность по экспортным пошлинам.
“В целом формула, к которой мы движемся, на сегодняшний день определена налоговым кодексом, а налоговый кодекс предполагает исключение для СРП, поскольку сама суть этих соглашений именно в этом заключается”, - пояснил глава Минфина Болат Жамишев.
Возможно, в дальнейшем исключений и не будет. Но сегодня помимо СРП к неплательщикам ЭТП будут относиться и некоторые другие контракты, в которых была прописана “стабильность по экспортным пошлинам, за исключением соглашений, утвержденных решением главы государства”. Но в целом, подчеркивал Жамишев, “данное постановление существенно сужает сферу исключения из общих правил, исключения для тех, кто не был плательщиком”, - сообщил он. (В кулуарах он заявил, что экспортеров, которые не будут платить ЭТП, насчитывается не более полутора десятка компаний.)
Однако министр не озвучил количество соглашений, утвержденных главой государства, а также возможные потери для бюджета от подобной избирательности.
Вместо этого Минфин сообщил, что утверждение новых ЭТП до конца года пополнит бюджет на 60 миллиардов тенге. На следующий год ожидается доход в размере 177 миллиардов.
По словам Жамишева, утверждение ЭТП - начало “той целенаправленной работы, поручение по которой дал глава государства с тем, чтобы у нас все недропользователи руководствовались текущим законодательством”.
Премьер-министр Карим Масимов отдельно поинтересовался: подпадает ли “Тенгизшевройл” под действие данного постановления. И получив ответ, что “и ТШО будет плательщиком”, дал задание Минюсту подготовить специалистов, “которые будут работать только по нашим судебным искам в зарубежных судах”.
К слову, по словам Жамишева, под ЭТП кроме ТШО подпадает и “Карачаганак петролеум оперейтинг”, поскольку, в частности, у КПО “нет стабильности в контракте”.
После обсуждения проекта постановления и голосования по нему Карим Масимов сообщил, что сразу же его подписывает (“так, чтобы потом соблазна не было”) и оно вступает в действие. По идее, на следующий день данное постановление должно быть опубликовано в центральных СМИ. Однако в среду оно там не появилась. По кулуарам поползли слухи, что в него, уже подписанное, вносятся коррективы. |