|
Ярослава Науменко из Алматы
Москва не сразу строилась, как и Кембридж с Оксфордом не сразу стали теми, какими мы их знаем. Назарбаев Университет - это попытка воспользоваться наработанным за сотни лет мировым опытом и начать все с нуля. Не только в образовании, но и во многих других сферах жизни считается, что легче построить заново, чем пытаться совершенствовать морально устаревшее...
Кембриджу 801 год, Оксфорду почти 900 лет. Первый дал миру 81 Нобелевского лауреата, второй - более 40, а также многочисленных премьеров и президентов со всего мира.
Большинство древнейших вузов Британии начинали примерно одинаково. Так, в Оксфорде первоначально обучались бедные безграмотные священнослужители. В XI веке это была целая проблема - многие духовные лица не умели даже читать и писать.
Спустя 900 лет доход Оксфорда составил 676 миллионов фунтов стерлингов, а доход его колледжей - еще половину этой суммы. Поэтому можно надеяться, что при грамотном управлении наш новый вуз достигнет весомых результатов гораздо раньше, чем за несколько столетий.
“Краснокирпичные” британские университеты из Манчестера и Бирмингема, которые возникли уже гораздо позже, в XIX-XX веках (название получили от цвета заводских стен, так как создавались на территории предприятий), и вовсе к такой долгой академической истории относятся с некоторым скептицизмом.
Традиции - это хорошо, говорят здесь, но сильную техническую подготовку, востребованную в современных условиях взрыва технологичности (а не только застывшую “классическую” теорию), дают именно тут. Так что академичность образования, которой славятся Кембридж и Оксфорд, в некоторых случаях становится недостатком в глазах работодателя.
Поэтому нам не нужно комплексовать по поводу молодости вуза. Казахстану не впервые совершать прорывы - например, возводить столицу за чуть больше чем десятилетие. Если университет сделает ставку на практические знания, отбоя от желающих принять на работу его выпускников не будет.
Кстати, весьма небезынтересной можно считать практику английских сэндвич-курсов (sandwich courses). Это когда после двух лет обучения в университете студент работает год по специальности, а потом снова возвращается на учебу на год или два в зависимости от программы бакалавриата. Причем часы работы засчитываются как часы обучения. Согласитесь, человек, имеющий такой опыт, будет уже специалистом совершенно иного уровня, нежели “выпускник-желторотик”, который не “нюхал пороха” реальной работы, но уже хочет много денег.
Немаловажной для успеха вуза можно считать и атмосферу доброжелательности, демократичности, которой так не хватает нашим университетам. То чай “небожители” пьют всей кафедрой каждые полчаса и рявкают на посетителей: “Куда прете, у нас обед!”, то со студентами обращаются, как с людьми второго сорта, то погорают бессовестно на взятках.
Кадровый состав ведущих мировых вузов разнообразен. До 40 процентов преподавательского состава может приходиться на иностранцев. Если студентов НУ будут курировать западные профессора, то для них распахнутся двери лучших вузов, ибо рекомендация профессионала с именем - великая вещь... Многие смогут продолжить обучение в магистратуре и докторантуре не только в Астане, но и в любой другой стране мира.
Казахстан ведь открытая система. Стоит смело отпускать наших ребят в мир - пусть прославляют своими достижениями родной Казахстан. На то мы и потомки кочевников, чтобы с легкостью преодолевать границы и возвращаться обратно, когда наступит время...
Еще одна немаловажная черта нового университета - в возможности кредитования обучения. Многие студенты, обучающиеся в том же Кембридже, смогли сами оплачивать обучение, взяв частично кредит в банке, частично деньги из фондов, которые дают гранты на учебу. Нам нужно развивать и фонды, и практику сотрудничества с банками - возможно, под госгарантию.
Кроме того, с кем-то из студентов будущие работодатели заключают договор еще на втором курсе, такое тоже на Западе довольно распространено. И этот договор потом имеет силу в банке - с ним кредит дают охотнее. Начало выплаты по такому кредиту отсроченное - после окончания обучения и трудоустройства.
Что касается остальных казахстанских вузов, то нам нужно также пересмотреть их финансирование. Если новый университет докажет свою эффективность исходя из мировых стандартов качества, нужно ли нам поддерживать на плаву ценою невероятных финансовых затрат многие казахстанские вузы, которые этих усилий совершенно не стоят, и их выпускники не могут найти работу, показывают низкий уровень знаний и практических навыков?
Мировая практика свидетельствует, что самыми эффективными на сегодняшний день являются вузы с более чем 30 тысячами студентов. В таком случае и финансирование исследовательских программ дает большую отдачу, и материально-техническая база гораздо более сильная. Сейчас в республике почти 700 тысяч студентов. Это значит, что оптимальное число вузов для страны - 25-30. Сейчас же у нас только в Генеральном рейтинге более 60 заведений, а всего по стране более 160 вузов.
Исследователи давно уже говорят о необходимости введения конкурентного финансирования по принципу “хочешь денег - докажи, что ты лучший”. Лишь в таком случае бюджетные средства начнут перетекать от слабых заведений и коррумпированных к сильным, хорошим и открытым, говорится в одном из российских исследований.
Понятно, будет множество недовольных как в вузовской среде, так и в стане родителей, которые хотят своих митрофанушек пристроить на бюджетные места, но постепенно новая система покажет свою эффективность. |