|
Юлиана Жихорь из Астаны
Квазигосударственное дело
Как и ожидалось, парламент посчитал работу правительства вполне удовлетворительной. И это при том, что Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета углядел в действиях Кабмина “вредоносный” оттенок. По словам главы Счетного комитета Омархана Оксикбаева, из 116 акционерных обществ, образованных за последние пять лет, 51 признано убыточным: “Многими институтами развития не обеспечивается своевременное и целевое использование средств, так как они оседают на депозитах и текущих счетах. Также ими сохраняется практика увеличения административных расходов. При этом данные расходы покрываются за счет дивидендов от депозитного вклада бюджетных средств. В результате средства республиканского бюджета повышают благосостояние определенного круга лиц, такая щедрость недопустима при наличии дефицита бюджета”
Ежегодный отчет Счетного комитета об исполнении бюджета прошлого года прошел в парламенте под сенью радостного возбуждения от начавшегося роста экономики. За первый квартал показатель ВВП подскочил на 7 процентов, а по итогам 5 месяцев - на 8. И народные избранники, в унисон с Кабмином заверявшие избирателей, что, собственно, кризиса-то в Казахстане нет, вздохнули с облегчением. И на радостях благополучно пропустили мимо внимания все подробности подсчетов счетников. Еще в самом начале поняв - обрати они на них пристальное внимание, правительству, которое парламентарии грудью защищали три года, не миновать вотума недоверия.
А ему, увы, есть откуда взяться. Прошлый год оказался самым “плодотворным” за всю историю суверенного Казахстана на неосвоенные бюджетные суммы - их около 60 миллиардов тенге. Еще более 250 миллиардов были признаны потраченными с финансовыми нарушениями. Учитывая, что в прошлом году республиканский бюджет пополнился средствами Национального фонда, получается, что именно их государственники и не спешили тратить на первоочередные, как любят говорить, нужды.
Кстати, если бы правительство, как выяснили эксперты Счетного комитета, было порасторопнее, суммы, изъятые из Нацфонда, могли бы быть гораздо меньше. Дело в том, что Кабмин не обращал внимания на соблюдение доходной части бюджета - только по одному из соглашений с Россией Астана недополучила больше тридцати миллиардов тенге: с 1996 года “в доход республиканского бюджета не перечислялись и аккумулировались на счету частной структуры полученные в соответствии с Соглашением между правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации средства от деятельности по утилизации ядерных отходов”.
Потребовалось вмешательство Счетного комитета, чтобы в правительстве, наконец, вспомнили о еще одной статье дохода за весьма, кстати, “грязную” работу и перечислили в бюджет причитающиеся суммы.
Как считают в органе финансового контроля, казахстанские чиновники лишены понятия “экономия госсредств”. Например, Министерство обороны, закупая вооружение, не обращает внимания на технику и оружие “производства стран - участниц ОДКБ по приемлемым льготным ценам в рамках действующего международного соглашения”. И, как сообщил глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев, “такие вопросы, связанные с бюджетом, имеются и в других соглашениях. Необходимо заново пересмотреть все международные соглашения и по максимуму использовать их при составлении и реализации республиканского бюджета”.
В очередной раз “по шапке” получил так называемый квазигосударственный сектор - различные АО-ТОО с государственным участием.
Во всем мире такие образования создаются с одной целью - сделать некую государственную фирму, которая будет приносить неплохой доход стране. Например, в Эстонии Таллиннский порт (к слову, самый большой на Балтийском море) является АО со стопроцентным государственным участием. Он ежегодно платит дивиденды своему главному акционеру в размере до полутора процентов от годового бюджета. У нас же аналогичные АО давно превратились в очередную статью республиканских расходов.
“По нашему мнению, - заявил Оксикбаев, - правительством не приняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства, в результате с момента образования субъектов квазигосударственного сектора некоторые из них являются убыточными”.
Однако столь серьезные обвинения в некомпетентности были нивелированы очередным “успокоительным” спичем от Карима Масимова. Он предложил депутатам поучаствовать в работе разнообразных комиссий по “работе над ошибками”. А Счетному комитету премьер дипломатично напомнил, что своим существованием сей орган финансового надзора обязан лично ему: “Я в прошлом году писал соответствующую записку главе государства о том, что Комитет финансового контроля необходимо сохранить как институт, поскольку мы унитарное государство, а в унитарном государстве центральный орган должен контролировать всю систему по республике”. “Конечно, есть еще определенные недоработки и внутри внутреннего контроля”, - намекнул Масимов.
Депутаты, проникнувшись важностью момента, поспрашивали главу правительства об экономическом кризисе, Таможенном союзе, прогнозах на зерно да отпустили правительство с миром. До осени. До следующего бюджета... |