|
Юлиана Жихорь из Aстаны
Со времен СССР в отечественной экономике наблюдаются странные явления. С середины прошлого века страна-хлебороб импортировала хлеб, нынче родина кочевников импортирует мясо. Правительство в очередной раз пишет многочисленные программы и стратегии развития животноводства в стране, которые более приземленные парламентарии ставят под большое сомнение
Еще век назад Казахстан был исключительно животноводческой территорией. Несмотря на то, что поголовье существенно сократилось в период советской власти за счет расширения посевных (и, соответственно, сокращения пастбищных) площадей, республика все еще считалась основным поставщиком мяса и мясопродуктов на внутренний и внешние рынки. Развал Союза, экономический кризис начала девяностых съел большую часть казахстанского скота. И за прошедшие почти 20 лет тенденции к улучшению так и не заметно.
Зато теперь власти заявляют о намерении увеличить численность поголовья скота аж в 64 раза. Глава правления АО “Мал ?нiмдерi корпорациясы” (МОК) Александр Солюлев, презентовавший в сенате проект концепции развития мясного скотоводства на 2010-2020 годы, заявил, что к 2020 году число племенного и маточного скота вырастет с 77 тысяч до 5 миллионов голов.
Правда, сейчас доля племенного скота, даже пород, выведенных в Казахстане, составляет смешную цифру - всего 1,25 процента от общего поголовья или “чуть более 76 тысяч голов”. “Когда порода (казахская белоголовая. -
НП) была адаптирована, зарегистрирована у нас в Казахстане, общее поголовье скота в 1950 году было 1 миллион 150 тысяч. Сегодня мы имеем поголовье в несколько раз меньше, чем было на момент регистрации. Значит, за этот период мы потеряли очень много в этой породе, и генофонд этой породы на сегодня оставляет желать лучшего”, - сетовал перед сенаторами Александр Солюлев, добавляя, что потенциал этой породы еще до конца не использован.
Тем не менее, Казахстан всерьез вознамерился покорить своим мясом мировой продуктовый рынок. И это несмотря на то, что в прошлом году экспорт мяса составлял всего 0,3 тысячи тонн, против 184,5 тысячи тонн в 1990 году. (Импорт мяса КРС в последние годы доходит до 34 тысяч тонн ежегодно.)
Для достижения амбициозных планов МОК и разработал концепцию, предполагающую решение целого комплекса задач. В первую очередь, МОК “давит” на развитие племенного животноводства, которым, собственно, в будущем и планируется насытить внутренний и экспортный рынки.
Для этого, согласно концепции, планируется закупать высокопродуктивные породы и генный материал за рубежом при одновременной селекционной работе отечественных пород - казахской белоголовой и ауеликольской. Видимо, именно закупом МОК планирует довести через десять лет поголовье породистого скота до 5 миллионов голов. Потому что сегодня в структуре поголовья 6,117 миллиона имеется всего 100 тысяч маточного поголовья мясных пород. Явно эти коровки не успеют расплодиться до запланированного количества.
Одновременно запланировано проведение серьезной работы над улучшением кормовой базы. Точнее будет назвать ту работу не улучшением, а просто созданием этой базы. Дело в том, что за последнее десятилетие площадь посева кормовых культур уменьшилась почти в пять раз - с 12-12,5 миллиона гектаров до 2,5 миллиона.
Основную ставку в реализации Концепции МОК делает на малый и средний бизнес. Именно они должны закупать и привозить скот, создавая откормочные базы. Затем “для применения самых современных технологий” к процессу будет подключаться недавно созданное с американцами СП по мясному направлению. Помимо помощи от дяди Сэма государство обещает дотировать стремление фермеров улучшать качественные показатели мяса. “Мы предлагаем расширить государственную поддержку для тех, кто занимается животноводством, и мы думаем, что после этого количество желающих заниматься им у нас в стране существенно увеличится, - заявил Александр Солюлев. - Поэтому предлагается ряд мер - от субсидирования завоза племенного молодняка и закупа племенного молодняка внутри страны до увеличения бюджетных субсидий по осеменению, услуг проведения данных работ, по племенной работе, по получению высокопродуктивного скота “элита” и “элита-рекорд”.
При этом заявляется, что получение субсидий не будет означать обязательств сдавать скот государству. По словам Солюлева, планируется “субсидировать молодняк, который будет передаваться на откормплощадки, и таким образом заинтересовать фермеров, чтобы они передавали свой молодняк на заключительный этап, если они посчитают это нужным, если им это экономически выгодно”. В противном случае фермер “идет на рынок и реализует свою продукцию”.
В общем, МОК предлагает схему субсидирования, аналогичную зерновой. И размеры этих субсидий должны, по мнению Солюлева, быть аналогичны зерновым (порядка 30 миллиардов тенге ежегодно). И тогда “мы получим резкое увеличение производства животноводческой продукции в ближайшие годы”.
В случае если эта методика поддержки отрасли даст положительный результат, по ее аналогии будут запущены программы по развитию овцеводства, коневодства. По уровню развития и по поголовью последнего мы отстаем даже от 1914-1916 годов. |