Юлиана Жихорь из Астаны
Бремя лидерства
Несмотря на то, что Нурсултан Назарбаев отказался “принимать лидерство” законодательным путем, парламентарии и наблюдатели продолжают обсуждать перспективу появления юридически оформленного Лидера нации. Но за этими дискуссиями как-то потерялась мысль: а ради чего, собственно, этот закон принимался парламентом?
То, что парламент нынешнего созыва отличает чрезмерная преданность правящей партии - не секрет. Тем более что и оправдание тому есть - законодательная палата состоит из представителей “Нур Отана”. Исключение составляют лишь сенатор Гани Касымов, представляющий Партию патриотов Казахстана, и несколько парламентариев, назначенных президентом из числа членов Ассамблеи народа Казахстана. Этот состав собрания народных избранников отличился не только тем, что уже несколько лет практически не глядя принимает законы, объявленные правительством срочными (даже поправки в бюджеты “пролетают” за пару недель), но и тем, что с завидной настойчивостью пытается юридически внести имя главы государства в анналы истории.
Пару лет назад мажилисмен Сат Токпакбаев предложил дать столице республики новое название - Нурсултан. Мол, Петр I построил Санкт-Петербург, так почему же нам не заиметь свой имя-город. Тогда идею осмеяли и забыли. На время.
В прошлом году за считанные дни до празднования Дня города было принято решение модернизировать монумент “Казак Елi”, добавив к нему барельеф “Народ и президент”, где в духе лучших коммунистических традиций изображен Нурсултан Назарбаев, возлагающий длань на Конституцию страны. Чуть позже президент, всегда “зарубавший” идеи присваивать его имя чему бы то ни было, согласился на присвоение своего имени новому университету в Астане. И это положило начало череде воспевания его имени в стенах парламента.
В начале мая нежданно-негаданно три мажилисмена (Розакул Халмурадов, Амзебек Жолшибеков и Светлана Ферхо) инициировали законопроект, присваивающий Первому президенту Республики Казахстан титул Лидер нации. Депутаты тогда заявили, что де статус первого президента не утвержден окончательно. Что конкретно не утверждено, тогда ни один из инициаторов документа так и не смог сказать. Единственной же “новеллой” (разумеется, кроме титула Лидер) была идея “согласования с первым президентом Республики Казахстан - Лидером нации разрабатываемых инициатив по основным направлениям внутренней и внешней политики государства”.
С момента, когда этот закон был принят на рассмотрение мажилисом, и до момента выхода его из стен парламента (что произошло в очередные рекордно короткие сроки - всего за пару недель), споры вокруг него не утихали ни на минуту. Все “диспутирующие” склонялись к одной версии столь неожиданного появления документа на свет - депутаты в своеобразной манере пытались сделать свой подарок президенту.
Если это действительно так, то наши парламентарии, несмотря на всю видимую любовь к главе государства, отличаются неисполнением его же поручений. Президент не далее как пару месяцев назад весьма жестко заявил: никаких подарков к юбилею!
Еще одна версия, которая появилась одновременно с документом, - закон принимался изначально для президентского вето. И депутаты в процессе появления его на свет сыграли лишь передаточно-юридическую роль - инициировать-принять.
Эта версия имеет гораздо больше шансов на правдоподобие, исходя из поведения якобы авторов документа - все тех же трех депутатов. После того, как ими была озвучена эта идея, логично было бы предположить, что они, пусть даже кулуарно, не по бумажкам, попытаются разъяснить журналистам, а в их лице всему народу, как они дошли до такой мысли. Однако коридорные комментарии трех народных избранников были идентичны прочитанным в зале заседаний бумагам - ни слова вправо-влево. У поднаторевших в подковерных играх парламента журналистов сложилось твердое убеждение, что и сам закон, и пояснительная записка к нему попали на стол к “инициаторам” за полчаса до начала пленарного заседания. А потому и не было у парламентариев заготовленного ответа на вопросы: “Почему вы не слушаетесь президента?” и “Зачем нужно закреплять законодательно лидерство?” |