Юлиана Жихорь
Не видеть, чем дышим
Экология южной столицы волнует не только жителей Алматы, где 80 процентов загрязнения воздуха формируется за счет городских автомашин, но и депутатов парламента
Танирберген Бердонгаров давно известен в мажилисе как борец за чистоту воздуха в Алматы. Он в течение своего депутатства не раз предлагал сделать центр города пешеходной зоной, пересадить студентов на велосипеды и т.п. Теперь же решил подойти к проблеме с другой стороны - спросить у чиновников о качестве их работы.
Он попросил премьер-министра предоставить ему информацию, насколько объективно проводится технический осмотр автомобилей и какую ответственность несет сотрудник станции техосмотра за продажу талона автомашине, не соответствующей техтребованиям. Более того, он попросил дать “статистику выявления коррупции в данной сфере”.
Требует депутат разобраться и с качеством дорожного покрытия. “Ежегодно на ремонт и строительные работы в Алматы выделяются немалые средства, однако с приходом весны автолюбители выстраиваются в очередь на СТО, потому что образовавшиеся ямы и рытвины служат источником проблем с “ходовкой” автомашин”, - жалуется он. Добавляя, что “горожан не устраивает ямочный ремонт, который недолговечен”. Мажилисмен попросил разобраться, какие стандарты применяются при укладке дорожного покрытия и кто проверяет качество: “По нормативам средний ремонт должен служить 3-4 года, а капитальный - 12 лет. Почему в целях экономии бюджетных средств не сделать один раз и на 12 лет, чтобы этот период граждане не сталкивались с проблемами ям на дорогах?”
По мнению парламентария, давно пора разобраться и с городскими АЗС, проверив качество продаваемого бензина “на соответствие нормативам, стандартам Евро”.
Несколько недель назад сенатор Гани Касымов также рьяно интересовался алматинскими заправками, задавая один вопрос: где можно купить хваленый биоэтанол для железного коня? Но то ли эта информация секретная, то ли этанола дефицит, но сенатор ответа так и не дождался, а мажилисмен Светлана Ферхо предложила перевести автотранспорт на газ. В целях экономии и улучшения экологии.
“На сегодняшний день практически все страны озабочены поисками решения данной проблемы и активно внедряют переход к более чистым с экологической точки зрения видам топлива на транспорте, прежде всего природному газу. Компримированный природный газ в качестве моторного топлива успешно используется даже в тех странах, которые являются импортерами данного ресурса”, - заявила она, обращаясь к Кариму Масимову. Добавив, что “наряду с высокими эксплуатационными качествами газовое топливо имеет более низкую (в 1,5-2 раза) стоимость и снижает выброс токсичных веществ почти в 2-3 раза”.
Сообщив, что в этом году завершается реализация пилотного проекта по переводу муниципального автопарка г. Алматы, который входит в десятку самых загрязненных городов мира, на компримированный природный газ в целях улучшения экологической обстановки города, она задалась вопросом: а как же другие города: “Усть-Каменогорск, Балхаш, Темиртау, Экибастуз, Аксу, Жезказган, Павлодар, являющиеся самыми загрязненными и представляющими собой урбанизированную систему, перенасыщенную предприятиями самой различной технологической ориентации?”
По мнению депутата, использование природного газа в регионах позволит не только снять напряжение, связанное с динамикой цен на рынке традиционного ГСМ, но и “увеличит транзитный потенциал страны, что особенно важно в свете развития транспортного коридора Китай - Европа с учетом того, что Китай и Россия активно внедряют и используют природный газ на транспорте”.
В итоге Ферхо предложила ввести “поэтапные меры в целях дальнейшего запрета использования общественного транспорта и такси на нефтяном топливе и распространение опыта Алматы по пилотному проекту на все регионы республики”.
Астана |